Logic board

Войти
  1. ВКонтакте
  2. Facebook
  1. »
  2. »
  3. »
  4. Превышение нормы предоставления жилья
Новые публикации Скрыть панель справаПоказать панель справа

Превышение нормы предоставления жилья

2008-06-02T20:36:05+00:00 2012-08-25T06:57:32+00:00
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 1 отправлено 20:36, 02.06.2008
Здравствуйте! Увольняюсь по ОШМ. Отслужил 26 календарных лет. Распределили мне 2-х комн. квартиру 64.07 кв. м. на меня и дочь 2007 г.р. Другой квартиры небыло. Я согласился, а чтобы пройти все инстанции, написал рапорт командиру о согласии оплатить лишние метры. По нормам Саратовской области положено в моем случае 44 кв. м., а допустимое превышение 52 кв. м. Командир написал ходатайства всем должностным лицам с просьбой определить порядок оплаты и предоставить мне жилье. Мне удалось согласовать списки со всеми, за исключением УРЖП и Начальника строительства ИТО и расквартирования ВВС. Подал исковое заявление на последнего. Начальник в отказе даже не упомянул о моей просьбе оплатить лишние кв. метры, хотя я просил написать, что отсутствует механизм оплаты. Выиграть суд не просто, а может и невозможно. О себе напишу более подробно, если кто-либо согласится дать мудрый совет.
Вопрос на засыпку: можно ли вообще распределить по закону данную квартиру, если для семьи из трех человек по площади это много, а для семьи из четырех человек уже нужна трехкомнатная квартира?

Последний раз редактировал Сергей Коноплёв 15:08, 13.04.2017
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 2 отправлено 18:37, 03.06.2008
Статья 58 ЖК:
2. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний...

Вот это последнее, выделенное жирным шрифтом, я считаю необходимо расценивать как отдельное по смыслу дополнительное предложение, именно как оговорку, относящуюся к однокомнатной квартире или к "хронику". Тогда всё встанет на свои места. Т.е. превышение нормы предоставления в принципе допускается, но в случаях, когда жильё предоставляется в виде однокомнатной квартиры либо "хронику", то превышение может быть не более чем в 2 раза. В остальных случаях, считаю, превышение может быть неограниченным.
Если же эту норму пытаться толковать как-то иначе, то можно дойти до маразма. В качестве обоснования своей позиции предлагаю Вам "поиграть" кусками предложения, переставляя их с места на место с попыткой сохранить хоть какой-то смысл, - и всё равно получится, что как ни крути, а речь идёт лишь о квартирах, предоставляемых "хроникам", либо об однокомнатных. Так что норма эта распространяется только на такие случаи. Во всех остальных случаях действует норма п. 5 ст. 57 ЖК, которая предписывает предоставлять жильё на одного человека не менее нормы предоставления. Соответственно, размер этот уже ничем не ограничен.
Обращаю внимание: это моё личное мнение. Просто, как я ни стараюсь, у меня не получается эту норму истолковать иначе...
Кстати, отсюда же следует, что никакого "механизма оплаты лишних метров" не только не существует, но и не может существовать в рамках действующего законодательства.

...И в суд надо было подавать не исковое заявление, а жалобу на решение должностного лица.


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 3 отправлено 18:45, 03.06.2008
[quote name='ВВМих']Вопрос на засыпку: можно ли вообще распределить по закону данную квартиру, если для семьи из трех человек по площади это много, а для семьи из четырех человек уже нужна трехкомнатная квартира?[/quote]Частично я на этот вопрос уже ответил. Хотелось бы только уточнить, для семьи из четырёх человек нужна 3-комн. квартира по какому основанию? Без уточнения ответить однозначно нельзя. Ведь на семью из 15 человек, состоящую из мамы, папы и детей одного пола, по закону положена 2-комн. квартира (если только по площади такая найдётся :).


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 4 отправлено 19:42, 04.06.2008
Спасибо, Сергей, за ответ. Продолжаю описывать ход решения моего жилищного вопроса. Ответ генерала был убедительный: "Я федеральной собственностью не торгую! Жди, когда будет построена квартира меньшей площади." Я офицер бывалый, однако не нашел нужных на тот момент убедительных аргументов. Нужно было бы ответить, что я за штатом уже полтора года, что действует норма п. 5 ст. 57 ЖК, которая предписывает предоставлять жильё на одного человека не менее нормы предоставления. Единственное о чем я попросил, написать в отказе, что оплата законом не предусмотрена, чтобы в дальнейшем на суде решить вопрос о необходимости такого закона, или подзаконного акта, применяемого в исключительных случаях (если нет другой жилплощади меньшего размера, а право на жилплощадь есть). В отказе написано, что выявлено превышение социальных норм, просит командующего и моего командира перераспределить жилплощадь. Я вернулся в Саратов и подал исковое заявление в военный суд. Конечно нужно подавать жалобу на решение должностного лица в таких случаях. Но мне нужно было время, наложив арест на квартиру. Теперь нужно обдумать жалобу с вескими аргументами. Прошу, если у Вас есть, что-то в мою защиту, напишите свои аргументы с указанием конкретных статей законов. К примеру, я не знаю, какой закон выше: тот, по которому мне положено жилье при увольнении по ОШМ, или тот, по которому мне не положено жилье из-за превышения социальной нормы?
Ответом на вопрос на засыпку полностью удовлетворен. Я не прав, задавая вопрос таким образом. Следовало бы написать, что для семьи из четырех человек положена жилплощадь 18*4=72 кв. метра и распределить квартиру площадью 64 кв. метра на семью из 4-х человек можно только с ее согласия.
Еще вопрос. В какую инстанцию подавать жалобу? В ГлавКЭУ?
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 5 отправлено 20:22, 04.06.2008
По поводу п.5 ст.57 ЖК РФ предлагаю ознакомиться с моим вопросом и ответом адвоката Андреева Виталия Валерьевича.
Почему юристы трактуют закон в сторону ущемления прав нуждающихся в жилье? П.5 ст.57 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Значит превышение разрешается. Ограничения в превышении нормы предоставления, не более чем в два раза, упомянуты лишь для отдельной категории граждан в п.2 ст.58. ЖК, но они не должны распространяться на всех граждан. Нельзя ссылаться на данную статью при рассмотрении 2-х, 3-х и более комнатных квартир и приравнивать статью к другим гражданам не из этой категории. Это противозаконно. Это фактически самовольная отмена п.5 ст.57.

Спросил(а): ВЯЧЕСЛАВ. Город: Саратов. Дата: 13.05.2008 14:56.
На Ваш вопрос отвечают эксперты:
Андреев Виталий Валерьевич Компания: КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Должность: Адвокат
Адрес:454048, Челябинск, ул.Елькина, дом 92-а, к 5
Телефон:(351)2360232


13.05.2008 22:49: Почему юристы трактуют закон в сторону ущемления прав нуждающихся в жилье...
Вы правы Вячеслав, отстаивайте свою позицию в суде. Можете обратиться в конституционный суд.
Юридическая консультация онлайн
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 6 отправлено 13:51, 05.06.2008


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 7 отправлено 15:13, 05.06.2008
Спасибо Сергей! Предлагаю ознакомиться с моим обращением к администрации Президента РФ. Основная часть, с некоторыми изменениями, аналогична моему первому сообщению, а дальше есть примечания:
1) Квартиру распределили на меня и 9-ти месячную дочь.
Уместно сказать о МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ООН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА».
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции международные договоры применяются даже если наши законы против. Суть КОНВЕНЦИИ ООН "О правах ребёнка" в том, что государства участники должны применять все МАКСИМАЛЬНЫЕ МЕРЫ для защиты прав детей используя все имеющиеся государственные средства в МАКСИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ.
Статья 3
1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, ПЕРВООЧЕРЕДНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ НАИЛУЧШЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА.
2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью ПРИНИМАЮТ ВСЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ.
Статья 4
Государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства - УЧАСТНИКИ ПРИНИМАЮТ ТАКИЕ МЕРЫ В МАКСИМАЛЬНЫХ РАМКАХ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ РЕСУРСОВ И, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ, В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
Статья 27
3. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и ЖИЛЬЕМ».
2) В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ органом местного самоуправления устанавливается норма площади жилого помещения только для малоимущих граждан. Им же предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 9 ст. 156 ЖК РФ малоимущие граждане освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением. Военнослужащие, проходящие службу по контракту, не являются малоимущими гражданами, а государственными служащими РФ (ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ) и не уполномочены устанавливать нормы для государственных служащих РФ.
В соответствии с вышеизложенным, определение норм предоставления производится по п. 3 ст. 49 и п. 3 ст. 50 ЖК РФ. Нормы предоставления отдельным категориям граждан (военнослужащим) жилой площади по договору соц. найма определяют федеральные законы. Для нас такого закона НЕТ!!!!!
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 8 отправлено 16:27, 05.06.2008

Цитата:Цитата: Сергей Коноплев
Вы спросите у тех, кто Вам отказал, на что они ссылались, чем руководствовались, ибо отказ должен быть строго мотивированным, обоснованным.


Спросил. Послали.
Текст отказа на имя командующего: Представленный Вами список распределения военнослужащему войсковой части 40218 Веселухину В.М. жилого помещения по адресу Саратовская обл., г. Энгельс, ул. 148 Черниговской дивизии, дом стр. шифр 3-9 жд, кв. 81 рассмотрен.
В ходе проверки списка распределения выявлено превышение социальных норм предоставления жилья.
Прошу поручить произвести перераспределение указанной квартиры. Список распределения жилой плошади с учетным делом кандидата в срок до 10.06.2008 года представить в войсковую часть 52678.

Я получил официальный ответ, а есть офицеры, которым просто не подписали и вернули на руки документы. Они даже в суд не могут обратиться.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 9 отправлено 16:42, 05.06.2008

Цитата:Цитата: Сергей Коноплев
Жильё при увольнении по ОШМ - просто положено


В какие сроки?
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 10 отправлено 13:58, 06.06.2008
[quote name='ВВМих']п. 3 ст. 49 и п. 3 ст. 50[/quote]Указанные нормы как раз и определяют, что такие категории граждан, как военнослужащие, при признании их нуждающимися в получении ЖП, получают таковые в порядке ЖК. Нет причины для паники, никакого дополнительного закона о нормах военнослужащим не нужно.
[quote name='ВВМих']Текст отказа на имя командующего:[/quote]Вот это и есть - отказ. Берите его - и в суд с жалобой (заявлением об оспаривании решения должностного лица).[quote name='ВВМих']Я получил официальный ответ, а есть офицеры, которым просто не подписали и вернули на руки документы. Они даже в суд не могут обратиться.[/quote]Могут. Письменный ответ желателен, но не обязателен. Всё равно привлекут должностных морд, т.е. лиц, которые уже в суде подтвердят свой отказ.
[quote name='ВВМих']В какие сроки?[/quote]По очереди. Исключительно.
Это когдА-то было положено в перво- или внеочередном порядке (не помню). Теперь так.


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 11 отправлено 09:18, 07.06.2008

Цитата:Цитата: Сергей Коноплев
Берите его - и в суд с жалобой (заявлением об оспаривании решения должностного лица).


Не жалобу подал, а исковое заявление, ведь ответчик находится в Москве. Жалобу нужно подавать по месту нахождения ответчика, насколько я помню, в течении 10 дней. Время упущено. Отказ был от 27.05.2008 г. По какому адресу, в какой суд подавать жалобу и каким образом, я не знал и не знаю до сих пор. А вот исковое подал по месту жительства письмом 31.05.2008 г. В Саратовский военный гарнизонный суд. Почему письмом? Потому что прием заявлений осуществляется по третьим четвергам кждого месяца, а письма доходят за три-четыре дня.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 12 отправлено 09:38, 07.06.2008
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 13 отправлено 13:25, 07.06.2008
[quote name='ВВМих']Жалобу нужно подавать по месту нахождения ответчика[/quote]Как раз - наоборот. При подаче жалобы - по выбору заявителя, а при подаче искового заявления - по месту нахождения ответчика. Скорее всего, что иск завернут вовсе либо передадут дело в суд по месту нахождения ответчика.
[quote name='ВВМих']По какому адресу, в какой суд подавать жалобу и каким образом, я не знал и не знаю до сих пор.[/quote]Вопрос элементарный (спросили бы, что ли), но теперь, действительно, поздняк метаться. Я бы всё равно подал и попросил о восстановлении срока.
[quote name='ВВМих']а письма доходят за три-четыре дня[/quote]Письмом тоже правильно, а зачастую - даже лучше.


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 14 отправлено 13:29, 07.06.2008
Решение ВС - хороший удар под дых. Спасибо!
Буду разбираться.
Но первоначально всё равно сложилось впечатление, что это явный перегиб, потому что, как ни крути, а ЖК выше какого-то вшивого приказа МО. Тем более, что та норма, на которую ссылаются в решении - п. 5. ст. 5 ЖК - говорит вот о чём:
5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Поскольку пределы Министром обороны в этой части превышены, соответственно, применяться эта норма о внеочерёдности не должна.
(Ещё посмотрю положение о МО, что там у нашего табуреточника за полномочия в этой части?..)


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 15 отправлено 13:36, 07.06.2008
А вот еще один документ.

Разъяснение Управления делами Министерства обороны РФ от 21 июля 2006 г. № 205/12501

1. В связи с введением Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» подлежит применению в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации. Аналогичный порядок должен применятся к разъяснениям и указаниям, которые не являются нормативными правовыми актами и были изданы ранее органами военного управления в пределах их компетенции. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан (в том числе и военнослужащих) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (статья 51 ЖК РФ). В силу статьи 51 ЖК РФ, проживание гражданина в специализированном жилом помещении любого вида, предоставленном ему установленным порядком, не является основанием для отказа в признании такого гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, при наличии права на получение такого жилого помещения. Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривается предоставление военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., на первые пять лет военной службы служебных жилых помещений или общежитий, а в дальнейшем, при продолжении ими военной службы — предоставление жилых помещений на общих основаниях. Следовательно, пункт 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 80, далее — Инструкция) к указанной категории военнослужащих, в части, касающейся снятия с учета нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих, получивших специализированные жилые помещения по установленным нормам, не применяется и такие военнослужащие должны оставаться на данном учете. Постановка в очередь нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма военнослужащих, получивших служебные жилые помещения до вступления в силу ЖК РФ, и исключенных с учета нуждающихся в получении жилых помещений должна производиться решениями соответствующих жилищных комиссий после рассмотрения их обращений.
2. Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определен порядок правового регулирования жилищных отношений, возникших до введения в действие ЖК РФ. К таким правоотношениям ЖК РФ может применяться только в части тех прав и обязанностей, которые возникли после его введения в действие, за исключением иных случаев, предусмотренных вышеназванным федеральным законом о введении в действие ЖК РФ. Поскольку право на первоочередное или внеочередное получение жилого помещения напрямую зависит от нуждаемости в жилом помещении, граждане, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и обладающие такими правами, должны сниматься с учета в случае утраты ими оснований на получение жилого помещения. Основания, дающие право на получение жилых помещений ранее были изложены в статье 29 ЖК РСФСР, а после введение в действие ЖК РФ содержатся в пунктах 1, 3—6 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Наличие права на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений ЖК РФ к числу таких оснований не относит. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при наличии у военнослужащего, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до введения в действие ЖК РФ права на первоочередное либо внеочередное получение жилой площади, возникшее до 1 марта 2005 г., преимущественный порядок жилищного обеспечения такого военнослужащего должен сохраняться.
3. Согласно абзацу второму пункта 28 Инструкции, военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений, направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени их принятия на учет по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. Применение данной нормы возможно с учетом других норм ЖК РФ относящихся к порядку предоставления жилых помещений, а именно, статьи 56 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане, нуждающиеся в получении жилых помещений, в том числе и военнослужащие, могут быть сняты с учета, и частями 1 и 5 статьи 57 ЖК РФ, устанавливающим, что жилые помещения предоставляются гражданам по месту их жительства (в черте населенного пункта) в порядке очередности, исходя из времени их принятия на учет. В состав гарнизонов, как правило, включены воинские части различной подчиненности, расположенные, в том числе, в различных населенных пунктах (статья 1 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации). Таким образом, в случаях направления после 1 марта 2005 г. военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в установленном порядке к новому месту военной службы, из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, такие военнослужащие подлежат включению в списки очередников со времени принятия их на учет по прежнему месту военной службы в этом гарнизоне только в том случае, если не имеет место их выезд на новое место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Вид подчиненности воинской части, приказ полномочного должностного лица, которым назначен военнослужащий к новому месту военной службы, другие обстоятельства, не являются определяющими для принятия решений о включении военнослужащих в списки очередников на получение жилых помещений по новому месту военной службы со времени их включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в пределах гарнизона. Решение жилищной комиссии о включении военнослужащих в указанные списки по новому месту службы или отказ о таком включении должно основываться на требованиях статьи 52 ЖК РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставление служебных жилых помещений должно производиться исходя из даты обращения военнослужащего в жилищную комиссию по новому месту военной службы. В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, распределение всех жилых помещений находящихся в государственной и муниципальной собственности, должно производиться в порядке очередности, установленной исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в получении жилых помещений. В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации не определен порядок учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении специализированных жилых помещений. Учитывая положения статьи 7 ЖК РФ, содержащийся в Инструкции порядок учета военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений и предоставления жилых помещений, является применимым ко всем категориям военнослужащих, обладающих правом на получение специализированных жилых помещений. При этом обязанности по учету (ведению списков) военнослужащих, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений, рассмотрение обращений военнослужащих о признании нуждающимися в получении таких жилых помещений, возложены на жилищные комиссии воинских частей.
5. Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируется как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. При решении вопросов о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жильем, следует исходить из положений статьи 69 ЖК РФ.
Начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Юридическая консультация онлайн
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 16 отправлено 14:09, 07.06.2008
Еще один интересный документ. Обратите особое внимание на "Отсутствие такого специального регулирования, Конституционный Суд РФ, в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, оценил как пробел в федеральном законодательстве."

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2008 года город Петрозаводск
Председатель Петрозаводского гарнизонного военного суда полковник юстиции ОПОШНЯН Н.С., при секретаре АНТИПОВОЙ Н.А., заявителя подполковника медицинской службы ВДОВИНА Ф.В., его представителя ЗАРИПОВАР.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску подполковника медицинской службы ВДОВИНА ФЕДОРА ВАДИМОВИЧА к войсковой части 63646 о выделении жилья, -
УСТАНОВИЛ:
Вдовин обратился в суд с требованием предоставить ему от войсковой части 63646, где он проходит службу, жилое помещение, для проживания с семьей из 4-х человек. Основанием для постановки этих требований явилось то, что он с семьей проживает в общежитии, которое переведено в нежилое помещение и в результате проводимой реконструкции пришло в аварийное состояние.
По его мнению, командир части обязан был представить ему жилье из расчета 18 кв. м. на человека, по нормам существовавшим в 2005 г., т.е. по Закону Республики Карелия № 404 -3 РК от 31.03.2000 г. с изменениями и дополнениями от 21.07.2001 г., 07.10.2003 г. «О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия», якобы согласно которому предоставляются, социальные нормы площади жилья в следующих размерах, для семей... 18 кв. метров общей площади на 1 человека плюс 9 квадратных метров общей площади на семью».
Всего Вдовин полагает, что ему должна быть выделена квартира площадью 81 кв. метр. В судебном заседании он уточнил требования и просил жилье площадью 72 кв. метра.
Представитель войсковой части 63646 подполковник Паневчик иск не признал и пояснил, что по существующим нормам предоставления жилья Вдовин должен быть обеспечен из расчета 15 кв. метров жилья на каждого члена семьи.
Кроме того, Паневчик пояснил, что претензии Вдовина на жилье, по 18 кв. метров на каждого члена семьи не основаны на законе, поскольку данная норма действовала до принятия нового жилищного кодекса РФ, т.е. до 1 марта 2005 года.
Также, Паневчик пояснил, что до этого Вдовину предлагались дважды квартиры от которых он отказывался, из-за малой, по его мнению, жилплощади.
Суд, рассмотрев дело, находит иск подлежащим удовлетворению частично.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541, Постановлением
Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2007 года № 188-П определено, что социальная норма площади жилья - это стандарт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, который используется исключительно для расчета компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам на оплату жилья
и коммунальных услуг, а также для определения размера финансовой помощи в
межбюджетных отношениях, и никак не связан с нормой предоставления
площади жилого помещения по договору социального найма и не должен быть
ей эквивалентен.
Определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых
помещениях и категории которых установлены федеральным законом (включая
военнослужащих) относится к компетенции органов государственной власти, что
установлено ст. 12 п. 6 Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие такого специального регулирования, Конституционный Суд
РФ, в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П, оценил как пробел в
федеральном законодательстве.

Согласно Решения Петрозаводского городского Совета от 27 декабря 2005 года № ХХУ/ХХУ -256 «Об установлении нормы предоставления площади
жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Петрозаводске» установлена норма 15 кв. метров на
одного человека.
Там жe указано, что жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением указанной нормы, но не более чем в 2 раза, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру.
Таким образом, анализируя указанные нормы Закона и Решения горсовета следует прийти к выводу, что Вдовину должна быть предоставлена жилплощадь исходя из 15 кв. метров на одного человека, а если у жилищной комиссии имеется излишнее жилье в указанных нормах, то она вправе предоставить и его Вдовину, в нормах и порядке которые указаны ранее.
Более того п. 1 Решения Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 г. № ХХУ/ХХУ- 256 Постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 29 января 2008 г. признан соответствующим Конституции Республики Карелия.
Именно данным нормативным актом обязана руководствоваться Жилищная комиссия войсковой части 63646, а не федеральным законодательством и нет юридических оснований руководствоваться Кодексом регламентировавшим жилищные вопросы в 2000 г., в момент постановки Вдовина на очередь, так как ныне действует Жилищный кодекс Российской Федерации и регулирует правоотношения в жилищной сфере с 1 марта 2005 года.Кроме того, согласно Указа Президента РФ № 1592 от 25.11.96 г. и Постановления Правительства РФ № 374 от 13.06.2006 г. после полного заселения жилого дома с инженерными сетями и сооружениями он передается в муниципальную собственность.

Поэтому, жилищная комиссия и обязана руководствоваться региональным законодательством, которое учитывает именно специфику конкретных регионов и является одинаковым для всех категорий граждан, без исключения.
Жилье должно предоставляться в той очередности, которая существует на момент его распределения, без учета ранее распределенного жилого фонда.
Кроме того, Вдовин в 2008 году достигает предельного возраста состояния на военной службе.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в жилищной сфере гарантирует, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
Иск ВДОВИНА ФЕДОРА ВАДИМОВИЧА о выделении жилья из расчета 18 квадратных метров на одного члена семьи удовлетворить частично.
Обязать жилищную комиссию войсковой части 63646, при поступлении жилья, распределить для семьи Вдовина Ф.В. жилую площадь в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Государственную пошлину взыскать с войсковой части 63646 в пользу Вдовина Ф.В., в сумме 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 17 отправлено 14:12, 07.06.2008
Нашел "обжалование"

Обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчин

Обжалование действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти или вышестоящему должностному лицу основывается на положениях статьи 33 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это так называемое «право общей жалобы (обращения)».
В соответствии с данной конституционной нормой любые действия и бездействие любых государственных органов (как федеральных, так и региональных), а также органов местного самоуправления могут быть обжалованы гражданами в порядке «права общей жалобы».
Порядок рассмотрения обращений граждан определен и ныне действующим в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» с последующими изменениями и дополнениями».
Особенности организации работы с обращениями, адресованными Губернатору Санкт-Петербурга, Правительству Санкт-Петербурга и Администрации Губернатора Санкт-Петербурга определены в Регламенте Правительства Санкт-Петербурга, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100.
Поступившие в органы государственной власти, в органы местного самоуправления и их должностным лицам обращения граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в соответствующий орган или должностному лицу, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения обращения могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего государственного органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом заявителю.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в поступивших обращениях, обязаны направить обращения не позднее чем в пятидневный срок в тот орган государственной власти, в орган местного самоуправления или должностному лицу, которым действующим законодательством предоставлено право или вменено в обязанность решать такие вопросы.
Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа обращения также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Порядок рассмотрения обращений организаций органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательством Российской Федерации не определен.
На практике органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица при рассмотрении обращений организаций действуют применительно к порядку рассмотрения обращений граждан.

Но это не обжалование в суд.
Удалён
  1. Гость
Полезность: 0 | сообщение № 18 отправлено 14:38, 07.06.2008
Для тех, кому нужно.

Курсовая работа по административному праву по теме: Судебный порядок обжалования действий и решений нарушающих права и свободы граждан.

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Юридический ф-т
Кафедра государственного права
www.jurfak.spb.ru


ПЛАН РАБОТЫ

Введение.

1. Становление института обжалования в РФ.
2. Основные направления регулирования защиты прав и свобод граждан.
3. Конститутционный принцип судебной защиты прав и свобод граждан.
4. Виды жалоб. Особенности процессуального рассмотрения.

Заключение.

Список литературы.

Одна из важнейших проблем российского права - совершенствование административной юстиции, которая призвана обеспечивать законность в сфере управления.
Развитие и соблюдение административной юстиции крайне необходимо, ибо она (юстиция), во-первых, связывается с рассмотрением существа права вообще; во-вторых, со спором именно об административном праве, вследствие чего одной из сторон обязательно выступает орган исполнительной власти или должностное лицо; в третьих, при рассмотрении спора гражданину гарантируется положение стороны в процессе, т.е. трансформируется неравенство в материальном отношении - в равенство в процессуальном отношении, наконец рассмотрение спора ведется судебным органом. Органы государственной власти, органы управления и должностные лица нередко издают акты, нарушающие права и свободы граждан. Государственная власть реализует свою компетенцию при помощи актов управления. Для нормального функционирования закона, как правило, необходимы подзаконные акты, которые принимает исполнительная власть. Поэтому очень важен обратный контроль - контроль за правовым обеспечением законов и подзаконных актов со строны общества, граждан.


СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ В РФ




Как известно, судебные иски простых граждан к начальникам, нижестоящих чиновников - к вышестоящим совсем недавно были очень редки. В СССР, к примеру, "значительная часть работников (министерств, ведомств, советских, партийно-комсомольских аппаратов, редакций газет, журналов и др.), включенных в Перечень№1 и Перечень №2 не могла защитить в судебном порядке не могла защитить в судебном порядке многие экономические и трудовые права. Трудовые споры таких работников разрешались вышестоящими инстанциями в порядке подчиненности. Обычно исход дела зависел не от закона или подзаконного акта, а от соображений политической и административной целесообразности.
Правовое регулирование этой проблемы было положено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г., который устранил дискриминацию и закрепил право каждого без исключения человека на судебную защиту его прав и свобод. Однако, для того, чтобы действие или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могли быть обжалованы, необходима была судебная практика по данным делам, создание так называемых судебных прецедентов. Первым судебным фактом такого рода стало решение Конституционного Суда РФ (председатель В. Зорькин) осенью 1993 г. о незаконности Указа Президента №1400, согласно которому Съезд народных депутатов упразднялся как высший орган власти в стране. Правда, это решение обернулось плачевно для первого председателя КС РФ, так и для всего состава Конституционного Суда, который был распущен Президентом Б.Н. Ельциным.

Вторым прецедентом на высшем уровне стало решение Московского городского суда ровно через год - осенью 1994 г., о незаконности другого Указа Президента Ельцина, по которому 23 декабря 1992 г. был смещен с должности глава администрации Липецкой области Г.В. Купцов и ряд его коллег. Правда, надо сказать, что ответчик Б.Н. Ельцин в суд не явился. Его представлял сотрудник Главного правового управления при Президенте РФ, который трижды не являлся в суд. В конце концов судебная коллегия Мосгорсуда приняла решение признать незаконным освобождение от должности Г.В. Купцова, а также взыскать с Администрации Президента РФ в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула.
С тех пор к рассмотрению судов принималось немало дел по искам граждан к чиновникам и чиновников к государству, которые неоднократно завершались победой истцов. На основании Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" были внесены изменения в Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР (глава 24, ч. 1).




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН



Эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих этих правом обязанностей соответствующих государственных органов.

Анализ законодательства РФ показывает, что пробелы в нем достаточно обширны. Специалисты указывают на три основные направления нормативного регулирования защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти:
- законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти по отношению к гражданам;
- использование эффективных способов контроля и надзора за работой должностных лиц;
- установление ответственности государственных служащих и органов государства за нарушение прав и свобод человека.
На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц: дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.
Несмотря на важность этой проблемы - изучение права граждан на судебную защиту их прав и свобод, она сравнительно слабо разработана в российской правовой литературе: Пушкар Е.Г. "Конституционное право на судебную защиту" (монография написана в 1992 г., за год до принятия действующей российской конституции), Семенов В.М. "конституционные принципы гражданского судопроизводства /М. 1982г./, Осокина Т.Л. "Право на защиту в исковом производстве" /Томск, 1990г./, Малеина М.Н. "Защита личных неимущественных прав граждан" /М. 1993г./, "Защита прав граждан в предварительном следствии и в суде" /Новосибирск, 1994г./, Комментарии к Конституции РФ /М. 1994г./. По тематике данного исследования опубликован ряд работ в журнале "Государство и право" за 1996, 1997 и 1998 годы. Но в целом работы монографического характера опубликованы в конце 80-х - начале 90-х годов и соответствующее право граждан на судебную защиту в них почти не исследуется.
Хотя международные конвенции и соглашения в области прав человека признают право каждого человека "на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами" (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, 1948 г.), право человека на "справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе Закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.), - в Российской Федерации эти нормы на практике реализуются, как известно, с большими затруднениями.
Прежде всего следует сказать, что право граждан на судебную защиту их прав и свобод следует рассматривать как важный конституционный принцип, когда речь идет о конституционной обязанности государства гарантировать судебную защиту прав и свобод граждан. Данная норма - принципиальный фундамент, база для защищенности личности.
Со ссылкой на данную норму конституционный суд (или иной аналогичный орган) правомочен признать антиконституционным закон или иной нормативно-правовой акт, который попытался бы ограничить право граждан на судебную защиту как в отношении определенной категории граждан, так и в отношении спорных правовых ситуаций. Так Конституционный Суд РФ признал ч.5 ст. 209 УПК РСФСР не соответствующей Конституции в той мере, в какой эта норма по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, ограничивает возможности судебного обжалования. Речь идет об участниках уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагивались прекращением производства по делу и которые оказались лишенными права обратиться в суд.




КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Право граждан на судебную защиту их прав и свобод, как конституционный принцип правового регулирования, конкретизируется в ряде норм Конституции, которые могут быть сгруппированы по двум основным направлениям.
Во-первых, право на восстановление нарушенных прав; право на возмещение ущерба следовало бы рассматривать в качестве материального аспекта конкретного права граждан на судебную защиту.
Во-вторых, процессуальный аспект конкретного права граждан на судебную защиту выражается в праве граждан на обращение в судебные органы (право на иск; право на жалобу в суды общей юрисдикции, право на индивидуальную или коллективную жалобу в конституционный суд.
В теории и практике различается право граждан на обращение за судебной защитой (процессуальный аспект) и право на судебную защиту (материальный аспект).
Например в совокупности ч. 1 ст. 15 и ст. 18 Конституции РФ о непосредственном действии конституционных норм гражданин РФ имеет право на обращение за судебной защитой своего конституционного права, и суд обязан принять его заявление к рассмотрению, но желаемого результата гражданин может и не получить, если отсутствует соответствующий Федеральный Закон РФ.


Содержание права граждан на судебную защиту их прав и свобод

Материальный аспект Процессуальный аспект
Конкретное право граждан на судебную защиту их прав и свобод (право на восстановление в правах и др.). Право граждан на обращение за судебной защитой

Конституция РФ располагает ст. 45 (право граждан на судебную защиту), тем самым гарантируя соблюдение этого права.

ВИДЫ ЖАЛОБ. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные.
В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.
Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам.
- Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;
- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;
- Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании.
Законодательство позволяет различать:
а) общее право жалобы, которым обладают все граждане
б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п.
Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором.
Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.
Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:
а) право на административное обжалование;
б) право на судебное обжалование.

Общее право на административное обжалование (далее административная жалоба) реализуется в порядке определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., отчасти Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г.
В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца.
Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба.
Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится.
Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:
а) нарушены права и свободы граждан;
б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;
в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц.

Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья.

Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.
Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения.

По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.
При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено.
Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил призанать Постановление Правительства РФ незаконным.

Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)".
Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.
Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР.
Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде.

Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны.

Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области.
Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.
К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), уоторый рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало изветсно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось. Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны.
Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особеннсоти дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.
Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным.
Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета.
Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Конституция провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства.
К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.
Важно не только развитие и совершенствование института обжалований действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, но и принятие некоторых конкретных мер в целях его развития. Например:

- определение круга субъектов, обязанных обращаться в суд, если региональный правовой акт не соответствует федеральному (конституционному) законодательству;
- определение порядка реализации норм, устанавливающих ответственность высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ.
Многие правовые проблемы и пробелы в действующем административном законодательстве поможет устранить новый Кодекс об административных правонарушениях РФ, когда он наконец будет принят Государственной Думой.
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 19 отправлено 14:41, 07.06.2008
Огромное спасибо за документы. Показал решение ВК ВС нашему жилищнику: полный шок!!!
(...Однако в голове вертится что-то такое, что это решение должно "уделать". Лихорадочно вспоминаю...)


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
почётный гражданин
  1. Офлайн
  2. Управляющий
  3. 4401 сообщений
  4. Репутация: 0
  5. Сообщение
  6. Личные данные
Полезность: 0 | сообщение № 20 отправлено 15:11, 07.06.2008
Спасибо и за Разъяснение. Однако надо помнить, что это - всего лишь разъяснение должностного лица, которое не уполномочено на это законом. Грубо говоря, - его личное мнение. Правда, достаточно компетентное.

Я вот что подумал. Ведь суть этого решения лишь в том, что оспариваемую норму не отменили. Просто не отменили, и всё. Но из этого ещё не следует, что она должна применяться вопреки положениям ЖК, который имеет высшую юридическую силу. Надеюсь, что жилищные комиссии воинских частей пользоваться данным решением не будут. Не должны.
А практика покажет.
Надо ещё выяснить (я попробую) дальнейшую судьбу этого решения. Может быть, его отменили.


------------------------------------------
Делай, что должен, и будь, что будет.
 
Перейти
Найти

Доступ закрыт.

  1. Вам запрещено отвечать в темах данного форума.

Изменения статуса

  1. Никто не менял личный статус.