konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Анализируй это » Главный штаб ВМФ: от Москвы до Ленинграда и …
24.06.12 | Сергей Коноплёв

Главный штаб ВМФ: от Москвы до Ленинграда и …


Главный штаб ВМФ: от Москвы до Ленинграда и …Никто не признается – зачем, но осенью руководству флота приказано убыть из Москвы.

Дата переезда Главного штаба ВМФ РФ из Москвы в Петербург озвучена на днях недавно назначенным главнокомандующим Военно-Морским флотом России вице-адмиралом Виктором Чирковым: «Это первая половина сентября». Понятно, что сам переезд в любом случае займет не один день, и даже не месяц, но стартует именно осенью.

Сообщение прозвучало вскоре после инспекции, проведенной новым «главным морским начальником» Чирковым для определения «уровня готовности Адмиралтейства к приему органов управления ВМФ». Оценка по итогам инспекции выдана «глубоко критическая». Выяснилось, что Адмиралтейство практически и не начало ещё готовиться к новому для себя статусу.

Хотя в штабе Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ), усилиями «реформатора» Анатолия Сердюкова превратившейся в малозначимое подразделение Балтфлота, данную информацию не подтверждают, добавляя со вздохом: «Только этим переселением и занимаемся всё последнее время, превратились из моряков в хозяйственников»…

Разговоры о переводе Главного штаба флота в северную столицу пошли ещё пять лет назад. Подавалось это тогда как «восстановление исторической справедливости». Действительно, в Адмиралтействе, известном всему миру своим великолепным шпилем, увенчанным корабликом, в Х1Х веке располагалось руководство российского флота. Тогда вообще ВСЁ руководство империи располагалось в Санкт-Петербурге, на то это и была столица!..

Саму идею о переезде Главного штаба ВМФ РФ подал осенью 2007 года бывший в то время спикером Государственной думы и по совместительству лидером «Единой России» Борис Грызлов. Может, конечно, и сам додумался, а, может (и скорей всего) просто озвучил предложение своих вышестоящих товарищей. Читай, Владимира Путина, с первых лет своего президентства озабоченного реформированиями и переездами всего и вся.

Правда, дальше разговоров в 2007/08 годах дело не пошло. Всё уперлось, как объясняли люди знающие, в дефицит средств. А средства на то, чтобы перебазировать современный военно-морской штаб со всем его оборудованием, командными пунктами (основным и запасным), узлами связи, подразделениями обеспечения, а также штатом, нужны колоссальные. Так что все понемногу успокоились – и питерские, и, главное, московские штабные моряки. Кому ж охота менять столичную жизнь на жизнь не очень обжитую, чемоданную? Потому как коттеджные покои, равные тем, что возвели на элитном Крестовском острове для судей Конституционного суда РФ, руководству флота никто в Питере и не обещал. По крайней мере, публично.

Но ближе к зиме 2011 года слухи о переезде возобновились и на этот раз очень быстро подтвердились. А когда в мае нынешнего года уходящий президент Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении адмирала Владимира Высоцкого от должности главнокомандующего Военно-Морским Флотом, назначив на его место вице-адмирала Виктора Чиркова, командовавшего Балтийским флотом, стало понятно: невозможное (переезд) становится реальностью. Ведь Владимир Сергеевич Высоцкий был одним из немногих высших чинов в действующих Вооруженных силах РФ, кто не боялся отстаивать свою позицию перед гражданским ли министром обороны, президентом ли. А позиция главкома Высоцкого в отношении перевода Главного штаба моряков в Питер был однозначна: не оправдано и не ко времени.

Теперь говорят, что он намеренно оттягивал этот переезд, в надежде на смену хозяина кабинета в Минобороны. Ведь органы управления флота должны были двинуться из Большого Козловского переулка Москвы в здание Адмиралтейства в Адмиралтейском проезде Петербурга еще в феврале текущего года. Однако, как было объявлено, «по организационно-техническим причинам» этот срок сдвинули на начало марта, чтобы к концу июля (ко Дню ВМФ) завершить переезд. Но и в марте не случилось…

- А куда переезжать? – с нескрываемым сарказмом сказали вашему корреспонденту в Военно-морском институте, прежнем хозяине исторического здания. – Адмиралтейство для начала нужно капитально отремонтировать. Пока тут обитали курсанты, считалось, что обшарпанные стены, бесконечные протечки на стенах и потолках, старая, дедовских времен мебель, – не те проблемы, которым стоит уделять внимание.

Этот самый институт появился сравнительно недавно, «вобрав» в себя в виде факультетов и кафедр несколько Высших военно-морских училищ. В частности, знаменитое на всю Европу инженерное ВВМИУ им. Дзержинского, готовившее уникальных специалистов, в том числе, для атомного подводного флота. Оно-то и занимало не одно десятилетие основные помещения Адмиралтейства, «поделившись» ими только с ЛенВМБ. Штаб базы дислоцируется в правом крыле исторического здания, ближе к Дворцовой площади.

Будущие морские инженеры и сейчас пока ещё «на старых квартирах». Корреспондент «СП» даже навестила их там. Вопреки ожиданиям, на КПП меня никто не остановил. Паренек-курсант, прохаживаясь со скучающим видом у въезда на территорию, лишь уточнил: «Проведать кого?». Кивнула в ответ, дивясь: прежде и шагу бы ступить не дали, всё же военная часть, а теперь!.. Недалеко, впрочем, ушла. Казарма оказалась закрыта. Учебные классы тоже – лето!

Зато удалось выяснить, что осенью курсантов здесь уже точно не будет. «Переезжаем в Пушкин, – сказали мне. – Там теперь основная площадка института». – «Неужели все поместитесь?» – «Так нас же немного»…

Это точно. Некогда морская столица, пестревшая, особенно в летнюю пору, бескозырками, гюйсами, ныне Северная Венеция, как все реже именуют Петербург, на моряков скудна. Их практически не встретишь на улицах даже в праздники. Число ВВМУ сокращено в разы. Поинтересовалась в Военно-морской академии, «головном предприятии» всех российских училищ и институтов нынешнего российского флота, сколько абитуриентов планируется принять в этом году на первый курс? «Общим числом 120 человек», – ответили мне (имя, воинское звание и должность откровенно ответившего на многие мои вопросы морского офицера я записала, но называть не буду, ему ещё служить и служить!).

«СП»: – Сто двадцать человек – это, видимо, квота на абитуриентов Пушкинского Военно-морского института (ВМИ), да? А ещё у нас есть Морской корпус Петра Великого, и…

- Эти сто двадцать потенциальных первокурсников – на всю Россию. Двадцать из них должен принять Калининград, 26 – Владивосток, остальные здесь, в Питере.

- Для нас это даже много, если учесть, что в прошлом году по решению Минобороны набора вообще не проводилось, – подтвердили в Военно-Морском институте. – Если так дальше пойдет, то лет через пять некому будет водить корабли. Офицеров не останется.

Большинство из тех флотских офицеров, с кем удалось пообщаться, категорически отказываются говорить «на диктофон» о ситуации в российском флоте. Равно как и о переводе в Петербург Главного штаба ВМФ. Кто-то привык «молча выполнять распоряжения командования», кто-то не хочет рисковать карьерой: «Сошлют ведь в какую-нибудь Тьму-Таракань, теперь это просто»…

Не стал исключением и председатель Петербургского Морского собрания Николай Орлов.

- Какой смысл что-то сейчас говорить, когда решение о перебазировании Гдавного штаба уже принято. И не министром обороны – он только исполнитель, а президентом? – сказал «СП» Николай Владимирович. – Главное теперь, подумать, как выполнить это решение с минимальными затратами и потерями.

«СП»: – Насколько я знаю, самих моряков даже не спросили, есть смысл в этом переводе или нет. Может, те объяснили бы и переубедили…

- Я надеюсь, принимая данное решение, президент руководствовался здравым смыслом, а не эмоциями или чем там ещё. И вообще, нам запрещено главкомом давать какие-либо комментарии на данный счет.

«СП»: – Извините, что напрягаю, Николай Владимирович, но ваше мнение, как профессионала, очень важно. Ваша личная точка зрения: это очень важно в настоящий период времени – перебазировать Главный штаб ФМФ РФ из Москвы в Петербург? Есть в этом какие-то плюсы, стратегическая выгода?

- Моя личная точка зрения – нет в этом никаких плюсов. Во всяком случае, пока не видно. Я даже не понимаю, зачем это надо делать именно сейчас. Чтобы освободить для бизнеса то место в Москве, которое занимает штаб?.. Ну, всё. Разговорился с вами.

Удалось поговорить также с начальником отдела комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Санкт-Петербурга Владимиром Хозяиновым. Он курирует в Смольном органы военного управления. Сам человек военный, Владимир Петрович не стал скрывать, что не всё в данном решении ему понятно.

- Я не вижу смысла в данном переезде, – сказал Владимир Хозяинов. – Всё военное руководство сосредотачивают, как правило, в одном месте. Это оправдано десятилетиями практики, в том числе, в военных условиях.

«СП»: – А можно узнать, во сколько обойдется переезд Главного штаба ВМФ?

- Оплачивать будет Министерство обороны, соответственно и цифры надо уточнять у них.

«СП»: – Верно ли, что для управленцев, прибывающих из Москвы, будут строить коттеджи наподобие тех, в которых живут судьи КС РФ?

- Как я понял, коттеджи – дело не завтрашнего дня. Сразу по приезде штабистов обеспечат временным служебным жильем. И это тоже прерогатива Минобороны. Тем более, что переезжать будут не все сразу, а группами, по подразделениям. Первым делом – связисты, за ними особисты, и т.д. Признаюсь, пока у нас в комитете нет никакого документа о сроках переезда. Узнал о нем, как и вы – из информновостей.

Ну, а что скажут сами штабисты? Набрала московский номер телефона дежурного по Главному штабу. Назвала несколько фамилий давних знакомых–петербужцев, служивших в ЛенВМБ, но получивших в минувшие годы назначения с повышением по службе. Дежурный долго искал их телефоны в журнале. «Вот, нашел, запишите, – сказал. – Только вряд ли кого найдете. У нас тут сокращения чуть ли не каждый день. Не успеваем отслеживать кто еще служит, а кто – уже нет».

В Петербург из Москвы переедет, как выяснилось, менее 100 человек из оставшихся ныне 119 (весной было 189). Для них места в старом Адмиралтействе, безусловно, хватит. Будет где «пересидеть», пока ремонтируют кабинеты. Если до ремонта дело, конечно, дойдет.
Вернуться назад