konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Вы читали? » Достоевский: Записки из подполья
07.04.03 | Сергей Коноплёв

Достоевский: Записки из подполья

Найти эту книгу:
Достоевский: Записки из подполья
Book24.ru
Политкнига.ru

Если сказать двумя словами, то весь рассказ можно характеризовать так: мирское мудрование.

Ярчайшее описание размышлений мнительного человека. Человека озлобленного, человека тщеславного и самолюбивого. Интересно, что во всех последующих произведениях Д встречаются в той или иной степени подобные описания переживаний и мыслей различных героев. Очень похожие, как по силе, так и по направленности. Поэтому и складывается впечатление, что рассказ этот послужил как бы тренировкой; словно бы автор "набивал руку" разворачивая картину человеческой души. Вот за это-то, именно за этот талант, Д-го так почитают разные литературоведы и любители словесности.

Более того, в среде работников следственных органов бытует мнение, что изучение произведений Д может оказать необычайную услугу в сфере профессиональной деятельности, когда, например, исходя из служебной необходимости, специалисту приходится изучать личность преступника. Довелось мне как-то читать труд одного профессора по юридической психологии. Даже это светило современной науки не забыл привести несколько примеров из логических построений героев произведений Д. Вот вам и пример актуальности и злободневности. Вот вам пример бессмертности автора!

Герой "Записок" на протяжении всего рассказа постоянно спорит сам с собой, сам себе ставит вопросы, отвечает на них, и тут же эти ответы опротестовывает. Правда, делает он это с помощью несуществующей аудитории, перед которой он выступает в своём воображении.

К моему приятному удивлению этот рассказ тоже оказался почти без фантастики, к которой, как я уже говорил, – да и не только я, а и сам автор, – постоянно прибегает Д. Ничего необычайного не оказывается в переживаниях героя: самая заурядная личность, с набором самых заурядных страстьишек и грешочков. Но необычайность повествования именно в том, что автор превосходно эти все заурядности раскладывает по полочкам, обнажает их мелочность, ненужность, притворство. Причём делает это словами самого же героя. С одной стороны человек сам себе видится личностью высокоразвитой и высоконравственной, с другой же – постоянно бичует себя за тут же обнаруживаемые противоположности – безмерное тщеславие, лживость натуры, озлобление на всё человечество и каждого в отдельности человека.

Однако герой не лишён и лучших качеств. К ним можно отнести, в первую очередь, способность исследовать собственную душу. Именно этим и занимается наш персонаж в продолжение всего рассказа. Именно этому положительному опыту и можно поучиться, изучая данное произведение. Во-вторых, герой зачастую обнаруживает самые светлые и добрые мысли, которые, превратись они в реальность, сделали бы его всецело положительным героем. …Но не это интересно Д-му. Ему интересен был именно человек, по большей части склонный к душевной мерзости. Есть и ещё несколько хороших из описанных свойств: антипатия к собственной мнительности, стыд за совершаемые нелицеприятные поступки.

По большей же части наш герой – в рассказе он остаётся безымянным – творит сплошь гнусности, злится на людей и на себя. В Бога он не верует, хотя инстинктивно молится, чтоб исполнилось то или иное его желание, как правило, низкое. Часто бедняга сам себя осуждает за то, что он покорно наблюдает за собственными пакостями, но не желает их исправлять или помешать их совершению. Это и составляет основу сюжета: герой подлец, осознающий, что он подлец, но ни сколько не желающий свои подлости исправлять. Интересно здесь же отметить, что Д неоднократно бросает свой центральный персонаж то в одну, то в другую неприятность, из которой совершенно очевиден правильный, с моральной точки зрения, выход. Но этот самый персонаж каждый раз выбирает путь наименьшего сопротивления, путь потворства собственной подлости, что впоследствии даёт ему почву для самоуслаждения совершённым поступком, с одновременным бичеванием себя за него.

Подполье в рассказе – это образное сравнение со взглядом изнутри. Подпольем герой называет собственную душу, из глубины которой ведётся повествование. Также подполье выступает в качестве сравнения с чем-то нечистым, отталкивающим.


Вернуться назад