konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Вы читали? » Игумен Евмений: Аномалии родительской любви
05.12.17 | Сергей Коноплёв

Игумен Евмений: Аномалии родительской любви

Найти эту книгу:
Игумен Евмений: Аномалии родительской любви
Book24.ru
Политкнига.ru

Аннотация

Книга, которую вы держите в руках, помогает отделить злаки от плевел, отличать истинную родительскую любовь от деструктивной, замаскированной под любовь, называть вещи своими именами.

Никто из нас не является совершенным родителем, и это значит, что, в той или иной степени, мы можем негативно влиять на своего ребенка, неосознанно решая за его счет свои личные проблемы, препятствуя его гармоничному психическому и нравственному становлению.

Книга, которую вы держите в руках, помогает отделить злаки от плевел, отличать истинную родительскую любовь от деструктивной, замаскированной под любовь, называть вещи своими именами. Автор рассказывает о теневых сторонах родительской любви, а точнее, — о тех вещах, о которых мы зачастую избегаем не только говорить, но и думать.

Книга просто и доступно рассказывает о самом главном: как, посредством каких конкретных действий построить мир в своем доме, как восстановить нарушенные связи между самыми близкими, как перестроить, выправить искаженные отношения.

Это книга о том, как восстановить главную связь: найти Небесного Отца, вернуться к Богу.

Мнение

С первых страниц книга повергает в некоторое недоумение, потому что она имеет несколько предисловий – аж пять штук! Я никогда не видел, чтобы у одной книги было пять предисловий, и практически одинаковых по смыслу. Это за рамками понимания! Все они в панегирической форме поют осанну этой книге, и уже по чтению самих предисловий создаётся стойкое впечатление, что они либо заказные, либо авторы предисловий находились в некоторой зависимости от автора самой книги, – служебной или какой-либо иной. А автор книги – игумен. Лицо, безусловно, авторитетное и в церковных, и в общественных кругах. Имеет кое-какую власть и влияние на окружающих.

Что касается сути данной работы и авторской манеры изложения, – я не припомню, чтобы когда-нибудь встречал такую плотную концентрацию банальщины! Поэтому чтение часто походило на пережёвывание полезной, но невкусной пищи, будто читка скучного учебника. Местами пытался ускоряться в прочтении, просто пробегая текст глазами, без ущерба для понимания сути. Ибо постоянное топтание на одной и той же фонвизинской мысли: «Вот злонравия достойные плоды!» – сильно утомляло. А профессиональная привычка к внимательному вчитыванию в дебри юридического маразма в поисках их истинного смысла сильно мешала. В итоге – прочитал всё внимательно от корки до корки, и смело могу заверить: текст книги можно было бы легко сжать минимум наполовину без какой-либо потери смысла и качества. Это говорит либо о неумении автора к краткости изложения, либо о намеренном желании приумножить «мякотку».

Помимо описания реальных случаев из практики, для иллюстрации своих тезисов игумен Евмений использовал душещипательные истории, написанные разными писателями в художественной форме, но, безусловно, имеющими полное основание считаться подлинными, ибо ничего сверхъестественного в них не было. Некоторые рассказы мне виделись тоже как простецкие нравоучения в стиле «однажды одна девочка...»

К сожалению, иногда советы священника-психолога имели необыкновенно размытые формулировки в стиле «за всё хорошее и против всего плохого». Но всё же в книге помещено множество замечательных идей и образцов правильного воспитания детей. На конкретных примерах автор показал, как родителям следовало бы поступать в разных случаях, чаще всего призывая к предоставлению детям как можно большей свободы в их действиях и собственных выборах, и к большей доверительности с детьми. Разумеется, каждый родитель считает своё чадо уникальным, достойным лучшего, особенного воспитания. Но объективные законы социализации и нравственного устройства сознания диктуют простые правила для всех случаев и на все времена: делай правильно сам и это будет лучшим воспитательным примером твоим детям. И конечно же: воспитанием детей надо заниматься, как бы ни банально это звучало. Иначе их воспитанием обязательно займётся кто-нибудь другой: интернет, телевидение, друзья и далее по списку.

«У ребенка существует потребность в восполнении душевных сил. Это происходит, конечно же, благодаря любви. Но если душевный мир ребенка не восполнен пониманием, любовью, добрым родительским словом, тогда ребенок будет непременно искать какой-то авторитет на стороне, искать компанию, в которой его душевная значимость ценилась бы и подчеркивалась. Именно в этом причина того, что многие дети уходят из дома в подростковом, переходном возрасте, находят себе различные сомнительные компании. Родители вместо того, чтобы восстановить теплые, человеческие взаимоотношения, по возвращении детей начинают всячески их ругать, говорить: «Где ты шляешься, связался с какими-то хулиганами…», и тому подобное.

Именно родители должны восполнять эмоциональные, душевные потребности ребенка в любви, понимании, участии, чтобы он мог проявлять свои лучшие качества. Многие ли родители спрашивают своих детей: «Ну, как ты сегодня? Что у тебя в школе? Как твои дела?», – и могут просто поговорить о том, что действительно интересно подростку, а не о бесконечных уроках, домашних делах или проблемах, не имеющих непосредственного отношения к душевному миру подростка».

«Наверное, нет лучшего способа построить качественные отношения с ребенком, чем длительные непрерывные периоды совместного времяпрепровождения. Дети нуждаются в том, чтобы сообщать свои мысли и чувства самому важному в их жизни человеку. Если родители не будут уделять времени для того, чтобы посидеть с ребенком, послушать его, он начнет все больше времени проводить со сверстниками, искать у них поддержки и одобрения, копировать их поведение».

В большей степени автор-священник сделал упор на запущенные случаи, когда неправильное воспитание уже дало свои уродливые плоды, и с этим надо как-то дальше жить и пытаться исправлять ошибки. Даны практические советы для жизни в таких ситуациях, приведённые наставления умудрённого богатым личным опытом священника звучат весомо и мудро. Скажу больше, благодаря этим советам я сам для себя сделал окончательный вывод по одному вопросу, мучавшему меня долгие годы. Где-то подсознательно я осознавал ошибочность своих действий, но двойственность ситуации вынуждала поступать по привычке, «как надо», без взгляда со стороны и в будущее. Наконец, я исправил собственную застарелую ошибку, которая уже принесла некоторое количество вреда в плане духовного воспитания моих детей. Скажу честно, всем сразу стало легче. Жизнь продолжается и никогда не поздно начать в ней что-нибудь улучшать...

Особое

Игумен Евмений заметил, что многие современные родители под бременем обстоятельств совсем не уделяют детям времени, поэтому они берут пример с худших образцов окружающей их реальности. Процесс воспитания буксует и вырастает «кривое дерево», которое потом уже не выровнять. Всем таким родителям ничем конкретным автор помочь не в силах, и поэтому его нравоучения звучат несколько ханжески, – легко рассуждать о чужих недостатках воспитания, но как помочь одинокой матери, вынужденной всё свободное время посвящать заработку?.. И не сказать об этом нельзя, и помочь всем сразу – тоже. Ну, пусть хотя бы так, в виде указания на ошибку. Лучше, чем ничего. Но опять же – душок банальщины и ханжества.

Совсем подстать началу книги в виде множественных хвалительных предисловий, заканчивается она нехитрой рекламной акцией в стиле «приходите на наши чудесные семинары!» Именно поэтому после закрытия последней страницы остаётся определённый осадок какой-то меркантильности от этой работы. Вероятней всего, семинары бесплатные (не узнавал), но это и не важно. Просто реклама семинаров в книге является одновременной взаимной рекламой самой книги, которая (реклама) будет обязательно происходить на самих семинарах, что в результате повысит популярность и самой книги, и семинаров. Так эти простые маркетинговые ходы, к сожалению, создают вокруг самой книги гнилой коммерческий душок. В этом нет ничего особенного, так и нужно поступать для успешного продвижения бизнес-продуктов на рынке. Но речь идёт о книге, непосредственно относящейся к Православной Церкви, написанной лицом в высоком священническом сане, содержащей в себе множественные цитаты из Библии, и поэтому по праву относящейся к духовной литературе (хотя наполовину она является специальной научно-популярной литературой по психологии). Поэтому вся эта коммерческая кутерьма выглядит как-то неприятно... Это моё личное внутреннее чувство. Никогда ничего подобного в духовной литературе я раньше не встречал. Осадочек...

Интересно, что в тексте свой работы священник Евмений вступает в полемику с ревнителями идеи о том, что Святой Страстотерпец Николай 2 является Царём-Искупителем. Это одна из дискуссионных внутрицерковных тем, часто имеющая вид некоторого идейного раскола, когда о ней рассуждают ревнители не по разуму. В частности, буквально в двух словах священник разом расставляет в этом вопросе точки над «ё»: «Искупитель у нас Один – Иисус Христос».

Автор в одном месте, говоря о трудностях воспитания, походя упоминает о проблеме «тоталитаризма»:

«Дети унывают, когда чувствуют себя узниками. Атмосфера в некоторых домах подчас бывает настолько гнетущая и тяжёлая, что ребенок буквально задыхается. Родители многих из нас жили в трудное военное время, когда свирепствовал тоталитаризм, оставивший отпечаток в их сознании, в их отношении к себе и к людям. Судьба не баловала их роскошными подарками. Они воспитывались в суровых условиях жесткого контроля и строжайшего взыскания. Поэтому, может быть, в жизни родителей было не так много мягкости, нежности, чуткости, доброты. Это можно понять: такое было время. Они дети своей эпохи, ставшие нашими родителями».

В результате данный пассаж для меня имеет оттенок явной политической окраски, говорящей о личном устойчивом отношении автора к «свирепствовавшему тоталитаризму» в СССР, о котором он нарочно не забыл упомянуть даже здесь.

Интересно наблюдение и рекомендация автора-психолога о том, что у нас не принято подолгу пристально смотреть человеку в глаза и нужно это исправлять... Не вдаваясь в заочную полемику, скажу лишь, что выполнение этой рекомендации в реальном мире на посторонних людях может иметь нехорошие последствия, потому что прямой взгляд подсознательно считается проявлением агрессии. Возможно, в рамках семьи это следует делать, не знаю. Но сформировавшаяся привычка к этому может сыграть плохую службу за пределами ближнего круга.

Книга имеет ряд рекомендаций верующим родителям, которые на первый взгляд могут показаться спорными:

«Мой пастырский опыт подсказывает мне, что детям верующих родителей необходимо учиться в обычной школе, где есть возможность встречаться и общаться со сверстниками не только из верующих семей. Обязанность родителей — привить детям любовь ко Христу, а окончательный выбор жизненного пути им придется делать самостоятельно, уже в зрелом возрасте».

«Самое трагичное, когда подростка <...> заставляют ходить в храм, формально участвовать в таинствах. Со временем у него может сформироваться негативное отношение ко всему христианскому, церковному. И не так страшно, если он со временем честно отойдет от церкви; хуже, если он станет религиозным ханжой <...> которому все, что действительно связано со Христом и живыми отношениями с Ним, будет совершенно безразлично. Рассудочные знания (когда-то в детстве его научили Закону Божьему или читали с ним Детскую Библию) вполне совместимы с противоположным образом жизни. Взрослея, такие подростки матерятся, курят, стремятся восполнить недостающие знания об окружающем мире. Религиозное фарисейство родителей порождает рабство, уныние, страдания. «Буква» убивает радость, свободу, простоту, детство, как в семье, так и в церкви, создает атмосферу уныния».

«Особенно больно слышать рассказы о том, что в некоторых семьях родители насаждают в детях религиозность репрессивными методами. Последствия очень печальны: подросшие юноши и девушки долгое время не могут даже слышать ни о чем церковном, формируются устойчивый иммунитет и аллергия к тому, чем перекормили в детстве».

«Совершенно недопустимо, чтобы религиозная сторона жизни стала предметом родительских манипуляций: «Если ты не причастишься, то я тебе не куплю…», «Если не пойдешь сегодня в храм, то не будешь смотреть мультики». Обусловленность родительской любви проецируется на Самого Бога, и в сознании ребенка Он запечатлевается как условно, а не безусловно любящий Бог».

Причастным к теме определённо стоит прислушаться.

Книгу читал по рекомендации. Советовать к обязательному чтению не буду, т.к. есть много аналогичной литературы не хуже. Но для общего развития точно не помешает.


Вернуться назад