konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Я - русский » Про упоминание Бога в Конституции
12.03.20 | Сергей Коноплёв

Про упоминание Бога в Конституции

(Необходимая оговорка: я воцерковлённый христианин).

Обсуждают вопрос о внесении в Конституцию упоминания о Боге, по предложению Президента. Кто бы это ни предложил, и как бы это в итоге ни звучало, я вижу в этом плохую инициативу.

Общество в настоящее время не переживает религиозного кризиса в сознании, который наблюдался примерно 30 лет назад, когда всех «колбасило» на почве религии – мама не горюй! У многих крышу тогда сорвало капитально, кто-то попал в тюрьму, кто-то лишился имущества из-за тоталитарных сект. Одни экстрасенсы сколько вреда наделали! Пострадали очень-очень многие. Вместе с тем в этот же период огромное количество людей пришли к традиционному для России Православию, воцерковились в той или иной степени, хотя бы покрестились и номинально считают себя православными. Лет 10-15 назад, в бытность ещё митрополитом, нынешний Патриарх Кирилл заявил, что 80% населения России являются православными, и поэтому Россия является моноконфессиональной! Не знаю, как он это посчитал, но заявление я запомнил. (Это с удивительной точностью совпадает с известным статистическим фактом о 80% русских в национальном составе России, но, понятно, приравнивать одно к другому тут неверно).

Несмотря на неизбывность религиозного сознания у людей в той или иной форме (к чему относятся в т.ч. и любые виды суеверий), в современном российском обществе всё чаще слышны возмущения в адрес Православной Церкви, как правило, в виде нападок на конкретных её представителей либо привычно-огульного: «паразиты», «тунеядцы» и т.п. Понятна эта ангажированность и озлобленность, это отчасти следствие всё той же советской безбожной идеологии, успешно влитой теперь в новые меха, и так себя проявляющей. И это – нормально, так и должно быть. Церковь, по словам Христа, всегда будет гонимой: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин15:20). (И это пока ещё не те гонения, о которых говорил Христос, это просто злобные в своём бессилии отрыжки из подворотней, а настоящие гонения впереди).

Так или иначе, я всё равно не вижу в людях религиозного подъёма, или хоть какого-то колебания «процента» в большую или меньшую сторону, разве что, чаще стал встречать открыто молящихся мусульман. Мне кажется, общество в основной массе равнодушно к Церкви. Тем более, что у Её именитых представителей сейчас всё «в шоколаде»: «часы», «мерседесы», «яхты», «особняки» и далее по списку. Озлобленно обсуждающие всё это не понимают, что говорят о конкретных частных случаях, практически никак не влияющих на реальное состояние дел в Церкви «на земле». В результате это «отрицательно заряженное» меньшинство формирует мощный негативный фон, влияющий на сознание нейтрального большинства, которое не видит и не хочет видеть рутинные и привычные для Церкви дела милосердия и социального служения, положительное влияние на политику, бытовую идеологию и прочее. «Звонкой» уравновешивающей контрпропаганды не было и нет, как минимум потому, что Церковь не должна опускаться до оправданий перед кем-то, Она просто делает своё дело «неведающей правой рукой».

Моё твёрдое убеждение, что большинство сейчас совсем не думает о Боге. «Бог у меня внутри», – это то, на что способен среднестатистический верующий, плюс – освящение куличей на Пасху. При таком уровне религиозности упоминание Бога в Конституции – чистейшей воды профанация, подобная общеизвестным "Gott mit uns" или "In God We Trust". Богу нужна наша реальная деятельная любовь, а не пустопорожняя манифестация где бы то ни было. И навязывать Бога людям нет смысла, тем более, через Конституцию. Основной закон государства – не Закон Божий, он не имеет духовного смысла или силы, и пытаться придавать их ему «по факту» неверно. Кто-то явно путает божий дар с яичницей.

Церковное руководство, на мой взгляд, должно исходить из позиции «стороны»: оставьте нашу веру в покое и оставьте в покое нас с нашей верой, разберёмся как-нибудь сами без ваших «упоминаний». Это должно быть классикой взаимоотношений государства и религии, если только религия не признана деструктивной сектой. Но – нет:

Самигуллин поддержал поправку с упоминанием бога, отметив, что это общемировая практика. По его словам, утверждение о светскости государства не исключает религиозности его общества.

https://www.rbc.ru/politics/03/03/2020/5e5e63ce9a79472d4d8e6447

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил изменить преамбулу Конституции РФ, добавив в нее упоминание Бога. По его словам, большинство российских граждан в Бога верит.

https://www.km.ru/forum/v-rossii/2020/02/01/pravoslavnaya-tserkov-v-rossii/869128-patriarkh-kirill-predlozhil-upomyanut-boga

Какая разница, что там в мировой практике?! У кого-то сейчас законно мужеложство, и тенденция к его узакониванию только возрастает, – и чё?!. Какая разница, во что верит большинство? Если сегодня верят в Бога, это не значит, что завтра не поверят в летающий по орбите чайник, – занесём чайник в Конституцию?..

Настоящий бог нынешнего большинства – мамона. И странно, что из заявления Патриарха исключена формула «вера без дел – мертва», которая применительно к большинству умножает такую «веру» на ноль.

И так уже всех достал закон о чувствах верующих, как будто и в самом деле чувства неверующих чем-то хуже! (Такое ощущение, что его специально приняли не для того, чтобы защитить чьи-то чувства, а чтобы с новой силой накалить общественные страсти вокруг Церкви; правовых механизмов было достаточно, чтобы решать подобные проблемы, а эта избыточность только создаёт неопределённость и затруднения, плюс постоянный повод поёрничать про «чувства»). Мало было?.. – вот вам новый раздражитель для бесконечных обсуждений. Даёшь больше поводов для «наброса» на Церковь!

И с технической точки зрения – очень уж торопятся: нет предварительного обсуждения в народе, нет вменяемого доходчивого информирования, а только новости о том, что кто-то что-то предложил, кто-то что-то рассмотрел. О чём именно и в каком виде будет предложено голосовать, – не известно. Боюсь, что голосование будет не с разбивкой по разным вопросам, а «одним флаконом»: «за» или «против». Так можно будет протащить любую ахинею, вплоть до чайника.

Итак: не нужно упоминать Бога в Конституции. По крайней мере, сейчас.


Вернуться назад