konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Кина не будет » Начальник Чукотки
31.12.21 | Сергей Коноплёв

Начальник Чукотки

Начальник Чукотки

Главная роль: Михаил Кононов

Сюжет. 1922 год. Комиссара Глазкова посылают на Чукотку устанавливать советскую власть. По пути в Уйгунан Глазков умирает, и к месту назначения добирается только молодой писарь Алеша, который волей случая становится начальником Чукотки.

Плюсы. Выпукло показано хорошее: человек нового сознания, рождённого Октябрьской революцией и идеями равенства и гуманизма, который на биологическом уровне не может жить в рамках старого подхода к человеку и окружающему миру. С этой новой парадигмой мышления он по-другому относится к чукчам, к заграничным бизнесменам, к богатству, к всеобщему благу и собственной жизни. Это хороший и добрый человек, живущий отчасти наивными мечтами о лучшем будущем, но готовый уже сейчас отдать за него свою жизнь, действующий решительно в трудные минуты и не боящийся принимать самостоятельные ответственные решения.

Умилительно, что в своей жертвенности ГГ гонит от себя мысль о личном семейном счастье; возможно, это показано в виде комедии применительно к его возрасту. В любом случае, в этой части фильм выглядит исключительно целомудренно.

В качестве антагониста рядом с ГГ показан человек старого мира, который привычно берёт взятки и незаконно наживает богатство на своей должности, мечтает о сытой спокойной жизни за границей, и не связан никакими моральными обязательствами; характерно, что этот «набожный» человек на фоне усердных молитв перед иконами, реальными делами молится совсем другому богу – мамоне. Сомневаюсь, что современный среднестатистический юный зритель воспримет этого персонажа как отрицательного...

Сюрреализм всего происходящего на фоне нарочитой наивной патетики, неизбежно вынуждает воспринимать кинофильм как комедию. С одной стороны, думаешь, как такого блаженного дурачка могли поставить на такую ответственную работу, с другой стороны, очевидно из самого сюжета, что это сама жизнь так распорядилась. Но главное тут в том, что в трудных обстоятельствах наш герой не растерялся, и принял на себя сам всю полноту ответственности за дальнейшие действия, а попав в череду новых искушений, и из них вышел с достоинством и мужеством.

Это настоящий герой, но незаметный, «повседневный», человек нового советского мышления, которое общественное благо ставит превыше личного благополучия.

Вывод. Хороший фильм. Сейчас выглядит крайне наивно; не уверен, но мне кажется, что в советские годы он был ориентирован для детской и подростковой аудитории.


Вернуться назад