Во всех рассказах Мопассан с заметным уважением относится к священникам и вообще к церкви, хотя и упоминает церковные вопросы только тогда, когда речь идёт непосредственно о них. Вместе с тем, говорит о них с большим знанием дела, видно, что разбирается.
Что касается любви, у Мопассана явно выраженный мирской, потребительский взгляд на неё. Пытаясь быть беспристрастным описателем натур своих героев, он неоднократно выдавал собственные взгляды, – взгляды развратника и прелюбодея. И вообще в его произведениях слишком много размышлений о блудных страстьишках и любовной возне. Это явно бросается в глаза. Хотя, какие рассказы читать, это не везде.
Мопассан выставляет себя как искусный знаток женских сердец и душ. По всему видно, что в любовных утехах малый был искушён изрядно.
Довольно часто возникают намёки на возможность супружеской измены, или они непосредственно упоминаются. Это, безусловно, говорит об ущербности личности Мопассана. В особенности чётко это прослеживается в романе "Монт-Ориоль".
Весьма и весьма живые описания природы, и в целом очень яркий язык повествования. Иногда встречаются довольно меткие и уместные метафоры, правда, слишком редко в сравнении с их количеством, например, у Ремарка.
Особенность новелл Мопассана в том, что в них довольно длинная вступительная часть со всевозможными красочными описаниями и размышлениями. И одновременно резкая, отрывистая, как выстрел, концовка. Многие новеллы оканчиваются, будто ни с того ни с сего, как-то вдруг. Понимаешь, с одной стороны, что тема исчерпана, а с другой, – что слишком внезапно поставлена точка.
В целом, есть очень удачные новеллы, которые я в своё время обязательно дам почитать своим детям в период становления их личностей. Но читать всего Мопассана можно только при наличии цельного взгляда на жизнь и уже сформированных идеалов и приоритетов.
Тонкая психологическая драма о жестоком и коварном обмане, поруганной чести и горьком разочаровании. В ролях: развратное высшее общество и благородная проститутка. Да-да, именно в этом и есть вся суть рассказа.
Я был потрясён! Взрыв эмоций на фоне строгого и жёсткого сюжета.
Семейная жизнь глазами настоящего мужчины.
...Оказалось, что так называли одного офицера.
Прусская армия завоевала Францию. Несколько офицеров решили развлечься с проститутками. Во время пьяной пирушки один офицер задел патриотические чувства одной проститутки-еврейки и начал её избивать. Она его в ответ удачно зарезала и быстро убежала. Её не поймали.
Собственно рассказ о том, что с патриотическими чувствами побеждённого народа играть опасно, и не важно, кто их носитель – проститутка или солдат.
Почему-то было неприятно, что в такой выгодной роли Мопассан выставил именно еврейку. Но приятно, что одновременно и в роли проститутки.
Грамотно обставлена тема с церковным колоколом. Священник категорически не звонил в него, и таким образом выражал свой протест оккупантам. Но как только прусского офицера убили, начал звонить с удовольствием, что в целом выглядело, как патриотический подъём в народе.
Любители-рыболовы, презрев опасности войны, отправились порыбачить. Конец подкрался незаметно: внезапное пленение и быстрый расстрел. Жестокая судьба!
Но суть не в этом. А в том, что, несмотря на реальную возможность избежать смерти, друзья не пошли на мелкое и подлое предательство родины, а предпочли не менее реальную смерть. Безвестные герои, настоящие патриоты! Равнение на ..!
Превосходный рассказ!
Особенности итальянской (или испанской, не важно) справедливости. Перед совершением жестокого отмщения мать убитого сына постится, усердно молится, исповедуется и причащается. Не говорю – пример для подражания, но говорю – очень впечатляет!
Прочитал – словно прикоснулся к отвратительной, дохлой, воняющей собаке. Уверен, Мопассан хорошо разбирался в публичных домах и его обитателях. Описано профессионально. Подозрительно то, что именно это произведение посвящено Тургеневу; судя по вступительной статье, они были друзьями. А это о многом говорит. В смысле, не в пользу Тургенева.
Ещё одна трудная, но благополучная семейная история. Можно сделать много правильных выводов.
Жутковатый рассказ о том, как один рыбак потерял руку. Потерял из-за жадности своего брата.
Мне не понравилось. Ничего особенного. Несчастная, забитая в браке женщина решила удивить своим завещанием родню после своей смерти.
Странная семейная трагедия. Однако, несколько нравоучений налицо: сыновняя неблагодарность, неправильное воспитание, осуждение ближнего. Вместе с тем почему-то возникает уверенность, что автор полностью солидарен с сыном, ушедшим в конце рассказа из дома. А, значит, автор – нехороший человек.
Совершенно понятно, что ничего не знающий о настоящей любви Мопассан, представлял её именно в таком слюняво-романтическом виде.
...Как в одну женщину вселился бес, и как его успешно изгнали с помощью церковных таинств. Ничего интересного, но написано весьма красочно.
Трагикомедия одного брака по расчёту, в котором любовь к богатству отравляла счастье долгое время. Весьма живой в психологическом смысле рассказ. Читается интересно, но суть – дерьмо.
Прекрасная миниатюра о душевных муках мнимого вора, из серии "всяк другого мнит уродом, несмотря, что сам урод".
Могло показаться, что Мопассан был очевидцем этого зрелища. Смысл, кажется, в том, что каждый сверчок – знай свой шесток. Но изображён он неудачно, если я правильно его понял.
Была ли это любовь? Категорически заявляю: безумная страсть. Любовь может быть только осмысленной, а не безумной.
Потрясающе! Всякие там собаководы-любители будут в восторге и слезах.
По крайней мере, ради этого и ещё нескольких рассказов Мопассан уже достоин уважения за блистательный писательский талант.
С таким внушительным названием рассказ мог бы быть и получше, а это – какая-то пустышка.
Замечательный патриотический рассказ!
Описание рабочих крестьянских будней на фоне умирающего старика, который этим своим умиранием вносил в размеренную трудовую жизнь сумятицу и неудобства.
Оригинальный сюжет, но по сути ничему не учит.
Мрачноватый рассказ о том, как когда-то зарабатывали на умышленном рождении уродливых детей.
Из вступительной статьи узнал, что Мопассан умер от душевной болезни. Этот рассказ, видимо, описание её начала: какие-то видения, понос мыслей... Ерунда.
Околопатриотическая новелла о том, как один возмущённый гражданин случайно убил на дуэли пруссака-оккупанта.
Любовно-деревенская лёгкая лирика.
О том, как жажда к наживе привела к покаянию упорного безбожника.
Бестолковый рассказ об одном пьянице. Пустая трата времени.
О том, как один священник расстроился оттого, что ему нельзя иметь детей.
Поминки любовной лихорадки.
История одного нищего. Не впечатлила.
Почти патриотическая история одной жестокой мести.
Взгляд на доходы глазами еврея: если своё – то шишь с два! А если чужое – давай, наливай!
Удивительная судьба одной семьи. Автор оставляет рассказ на полуслове, словно и нет значения, как там сложится непростая ситуация. Но главное для Мопассана в другом. Он показал отношение героев к их непростой судьбе, их принципиальный, но простой взгляд на самые серьёзные вещи.
Замечательный, очень тонкий взгляд на блеск светской жизни. Фальшивое ожерелье становится прообразом фальшивой значимости в фальшивой среде. Так Господь смирил человека за его грех сребролюбия и тщеславия.
Читать обязательно.
О жестокой судьбе одного нищего калеки.
Перед смертью одна сестра исповедует другой страшный тяжёлый грех, который совершила много лет назад.
Мопассан совершил одну ошибку, я бы сказал, аналитическую. Собаки, подобно волкам, если голодны, глотают куски, не разжёвывая. На этом основаны некоторые жестокие средства для борьбы с ними. Но человек не может глотать куски не разжёвывая, может быть, только очень маленькие, которые пройдут в желудок с трудом, но не могут причинить вреда организму. Даже если умышленно съесть мелко-мелко исколотое стекло, ничего не случится. Но неумышленно съесть не получится, ведь его невольно начнёшь разжёвывать.
Глупый рассказ о жизни проститутки. В особенности гнусно, что начинается он словами: "После обеда разговор зашёл о проститутках – о чём ещё говорить мужчинам в своей компании?".
Действительно, ведь мужчинам и поговорить-то больше не о чем!
...Козёл!
Долгий рассказ о тяжёлой одинокой жизни одного доброго, но обманутого мужа. Даже жаль, что он так ничем и не кончился...
Странный рассказ о неожиданном богатстве. Автор даёт некоторые намёки, как оно появилось, но почему-то оставляет эту тему. По-видимому, он хотел сделать акцент на характерах людей и их влиянии на семейное счастье. Однако слишком немного об этом распространялся. Странно.
Рассказ об одной старой глупой англичанке, которая всю жизнь считала себя верующей протестанткой, а под конец бросилась в колодец. Нудно и неинтересно.
Наивные размышления о нём. Действительно, для безбожника одиночество тяжко.
Хороший рассказ об одной хитрой сделке.
Размышления о скоротечности жизни.
И снова супружеская неверность, так, между делом.
Вышел дедуля погулять в тёплый летний вечер. Глядь – в одних кустах еб...нимаюцца. Любовь то есть. Глядь – в других то же самое, глядь – и в парке на скамейке, глядь – ... Короче, куда ни глянь, всё шевелится, сопит, хрустит и воздыхает. Смотрел, смотрел дед на этот праздник жизни, и удавился.
Всем назло.
Нет слов – очень умно.
О том, как жестоко обманули одну дамочку. А правильнее сказать, о вреде скоротечных браков.
Почти весёлая история на почти военную тему. Как одна храбрая француженка взяла в плен шестерых вооружённых немцев.
История одного прелюбодеяния, по-военному дерзкого и по-человечески гнусного.
Такое ощущение, что Мопассан пальчики облизывал от удовольствия, когда писал.
Снова слащавенькая любвишка со слюнявыми, но смелыми размышлениями о ней.
Лёгкий юмористический рассказ. Ничего особенного.
Рассказ начинается очень хорошо: воспоминания о родине двух солдат, их смакование и блаженство на природе, напоминающей родные места. Заканчивается удивительно гнусно: скороспелая любовь одного и безрассудное самоубийство другого.
Ещё одно слюнявое сюсюканье о неудавшейся любви. Не интересно.
Грустная история о том, как бедная мать убила своих новорождённых детей-близнецов.
Плачевный, но хороший рассказ. Между прочим, с хорошей христианской ноткой. Это радует. Рассказ об одной девушке, которая ради своего любовника совершила отчаянный, но жертвенный поступок.
Рассказ о несправедливости и воздаянии по заслугам. Положительно то, что герой реально искал работу, но плохо, что пренебрёг в конце концов принципами.
Немного смешной и немного грустный рассказ о том, как один француз не женился на негритянке из-за того, что родители не разрешили. Могу уверенно сказать: чисто христианский хороший рассказ.
(Почему-то вдруг вспомнился О'Генри, но никак не найду аналогию. Так, вообще).
Очень сильный по душевным впечатлениям рассказ. Но такие в нём мерзости, что они-то как раз и впечатались!
И снова обрыв на полуслове. Эта оригинальная манера обрывать на полуслове в этом рассказе показалась совершенно неуместной. При таком потрясении, которое он производит, самое время было бы засадить взрыхлённую почву читательской души благодатными семенами позитива. Но их нет!.. И напрасно. У дебилов может возникнуть установка: пропадай всё пропадом! Опасно и неуместно, а потому – преступно.
В прошлом году (2006) в летнем отпуске читал новеллы Мопассана. Многие из них оставили хорошие впечатления. В этом году решил прочитать его произведение "Монт-Ориоль". Оказался роман.
...Говно в квадрате. В кубе. Совершенное убожество замысла.
Если где-то Мопассан и намекает на супружеские измены или пишет о них, то здесь – целый романище, и только об этом одном!
Дерьмо. Очень пожалел, что не бросил сразу читать.