konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Кина не будет » Пульс
21.09.06 | Сергей Коноплёв

Пульс

Пульс

Предыстория. Недавно пересмотрел все восемь серий "Кошмаров на улице Вязов". Собственно фильм – был не главное. Просто очень захотелось вспомнить детство: с каким возбуждением мы тогда гурьбой вываливались из подвальных помещений видео-салонов, за честно накопленный рубль просмотрев очередную страшилку! И долго-долго обсуждали всё увиденное, кричали, припоминали, спорили, смаковали сочные подробности, фантазировали...

Вспомнил. Погрустил о безвозвратно ушедшем...

Уже при покупке сборника с "Кошмарами" удивило то, как я безнадёжно отстал от жизни. В смысле от той жизни (и это радует!), потому что для меня "Улица Вязов" тогда закончились на пятой серии, но даже уже в то время она была для меня практически неинтересной, словно высосанной из пальца, местами – так просто смешной. А теперь их – серий – уже восемь...

Тем не менее, пересматривал почти с удовольствием (что поделать? – я испорчен...), местами с тёплыми чувствами вспоминая былую подростковую радость. Ведь Федька Крюгер был тогда для нас своеобразным кумиром, неким символом для поклонения (да-да, чему ещё было поклоняться в безбожной среде?), ибо до сих пор где-то дома у родителей зашхерена в тайнике крюгерская перчатка, разумеется, в ветоши, добротно и с любовью изготовленная мной "в те порЫ".

Почему вспоминаю неуместные здесь "Кошмары на улице Вязов"? А только потому, что всё познаётся в сравнении.

Сюжет. Итак. По случаю посмотрел на днях мистический триллер "Пульс" (кажется, что-то из нового).

Что характерно: явная демоническая направленность сюжета. Режиссёры пытались представить злые силы как порождение нового компьютерного вируса, вышедший из-под контроля, саморазвивающийся и самоорганизовывающийся мир. Но, хотя и не говорится в фильме ни о каких духах, тёмных силах и тому подобном, по сути всё именно так и представлено: реальный параллельный мир, категорически враждебно настроенный к людям, и не просто "строящий козни", а жестоко убивающий. Те злобные и опасные привидения, которые кишат в фильме, ни кто иной, как самые натуральные бесы в их мерзком обличье (безусловно, представлены только те экземпляры, которые смог вообразить себе художник, а не те, которые имеются в натуре). Смотреть на них зело неприятно. Жутко. Местами эффект страха достигнут колоссальный. Думаю, если такой фильм показать ребёнку лет пяти-шести, заикание ему обеспечено, или, по крайней мере, какой-нибудь сильнейший комплекс вплоть до повреждения рассудка.

Сюжет грамотный и логичный, никаких перегибов и лихих заумствований: здоровые молодые люди ни с того ни с сего начинают кончать жизнь самоубийствами, страну захлестнула волна суицидов, на глазах пустеют города, правительство в ступоре, "и всё такое".

В художественном смысле события представлены исключительно с точки зрения главного героя – молодой студентки. Друг уходит из жизни, но оставляет после себя шлейф неразрешённых загадок, которые мучают героиню, и без того напуганную всем происходящим вокруг. Всё в тенях и чёрных красках. Всё страшно, мрачно, злобно.

Но вот, с помощью научного компьютерного тыка удалось-таки вскрыть первопричину зла и заодно разыскать противоядие. ...Не важно, что оно не срабатывает, не важно, что оставшиеся в живых всё же нашли способ выживать. Важно другое: размах затрагиваемой проблемы и её сущность.

Теперь, наконец, пришло время вернуться к сравнению.

Раньше в страшилках зло облекали в основном в личную форму. В смысле, у зла было конкретное лицо и конкретные ТТХ (тактико-технические характеристики). Взять, к примеру, упомянутого здесь Федю Крюгера: парень отвратительный и злой, но в любом случае – конкретный. Вполне конкретный маньяк, последовательно воплощающий в жизнь свои коварные планы. Он – зло, но зло единичное, или, иначе говоря, точечное: заборол его – и точка (не важно, что он от серии к серии воскресал всеми правдами и неправдами, важно – что были хоть какие-то способы ему противостоять, осмысливать его существование, знать, чего от него можно ожидать). Если же зло представляли в групповом варианте, как то: вампиры, зомби, акулы, мутанты, пришельцы, роботы и проч. и проч., то и они имели слабые места, надавив на которые победа была гарантированной (отбрасываю сейчас все сказочные сюжеты, говорю только о сущности).

Взять даже фильмы-катастрофы. В них не ощущается опасность для жизни так сильно, как это происходит в "Пульсе". В тех – народ гибнет одновременно и массово, а вместе – всегда "веселей". Никто не избежит страшной участи, но всех она ожидает в одно время, одна на всех и моментально. Здесь же каждый отдельный человек гибнет в одиночку. Жуткой, но одинокой смертью. И хотя явление это приобретает глобальный масштаб, смерть каждого воспринимается только как частная трагедия.

Сюжет ощущается как нечто фатальное, непоправимое и неподдающееся осмыслению. В корне изменён подход к изображению масштаба происходящего и возможности что-либо предпринять не только в целом, но и в частности, на фронте личной борьбы. Люди находятся не только в постоянной и непосредственной угрозе нападения, но даже и не понимают этого. Враг ведёт необъявленную войну на полное уничтожение, но он невидим, неосознаваем и поэтому чрезвычайно опасен. А те, кто знает об опасности и знает, какую преграду можно противопоставить (как ни смешно, но в фильме это – красный скотч), всё равно не достигает желаемого. Итог для всех один: смерть.

Даже в таком демоническом фильме, как "Константин", с его масштабной непредсказуемостью, сам Костик – уже готовый борец со злом, он – центр сюжета. Зрителю понятно, что он, в сущности, – тоже зло, но при этом всё-таки и есть тот самый ключик, которым "ларчик открывался".

В "Пульсе" же нет никакой видимой борьбы. Никто ни с кем не борется. Только внезапные убийства. Скорее, массовый убой... Тупой массовый убой, показанный отдельными реальными фрагментами, с отвратительными подробностями, характерными для триллера стилистическими приёмами, и потому – достаточно внятно воспринимаемый. Центр сюжета в "Пульсе" – страх перед неизвестным, нарастающий с начала фильма и до самого конца.

Плюс. Есть и положительный момент. Девушка не пасует перед своими страхами и неразрешёнными проблемами, и несмотря ни на что борется с тварями.

Минус. Опасная тенденция в кинематографе к желанию приучить массового потребителя к параллельному миру, миру "духов злобы поднебесных".

Кроме того, начинает отчётливо обнажаться политический заказ мирового правительства на подготовку к полной деморализации общества. "Пульс" – очередное зерно на этой удобренной почве.

Вывод. Хотите взлохматить нервишки? – смотрите.

Особое. Детям до 14 – нет, до 10 – категорическое нет! Особо важно родителям: полностью исключить возможный доступ детей к несанкционированному просмотру. Если же просмотр будет санкционирован, смело пишите себе на лбу: "ДЕБИЛЪ". (Таким даже маркер подарю. Письма писать с пометкой: "Я – дебил, я – за маркером" :).


Вернуться назад