konoplev.net
Юридическая помощь военнослужащим » Вы читали? » Отфрид Пройслер: Крабат, или Легенды старой мельницы
25.04.13 | Сергей Коноплёв

Отфрид Пройслер: Крабат, или Легенды старой мельницы

Найти эту книгу:
Отфрид Пройслер: Крабат, или Легенды старой мельницы
Book24.ru
Политкнига.ru

Не очень жалую последнее время художественную литературу, – просто некогда, но после просмотра мультфильма и кинофильма не смог удержаться от прочтения книги, послужившей источником их создания. Прочитал – и правильно сделал.

По информации из Википедии. Это сказочная повесть немецкого писателя Отфрида Пройслера, написанная им в 1971 году и признанная лучшим произведением автора. В основе сказки лежат фольклорные сюжеты лужичан, обработанные Пройслером и изложенные в собственной интерпретации. Основные описываемые события развиваются на старой водяной мельнице, которая находится среди реально существующих населенных пунктов. Прямого указания на время описываемых событий автор не даёт, но из анализа контекста можно определить, что действие произведения происходит между 1694 и 1709 годами.

Практически все подробности произведения также отражены в Википедии, что надо иметь в виду, если кто-то надумает почитать книгу (это я о так называемых «спойлерах»).

От себя скажу, что книга понравилась целиком и полностью. Интересная и поучительная сказка с хорошим концом, и даже с ненавязчивой любовной историей.

Недоработанными остались некоторые эпизоды, например, смысл посещения Мастером королевского двора, или его регулярные отлучки, в том числе по ночам, невесть куда и невесть зачем. Но это сущие мелочи. (Вместе с тем очень грамотно поступили создатели мультфильма, обыграв посещение двора по-своему и со смыслом; а вот в фильме это вообще опущено).

Сравнивая все произведения вместе, надо сказать, что они очень хорошо дополняют друг друга: текст – полной версией первоисточника, видеоряд – яркими образами. Но мультфильм, на мой взгляд, получился самым удачным из них всех: где нужно, переиначено, где нужно, сглажено, где нужно, усилено и развито. Например, спасение в мультфильме приходит именно благодаря деятельной любви, а в книге эта сторона мне показалась несколько угловатой. Впрочем, для сказки – изложено в самый раз, лучше и не придумаешь. Также и с кульминацией: в книге как-то кратко и суховато, а вот в фильме и мультике – ярко и красочно.

Немного о смыслах. Мне кажется, что недостаточно внимания уделено главному «душеспасительному» вопросу, касающемуся чёрной магии. Во всех произведениях красной нитью проходит идея о том, что сильному колдовству можно и нужно противостоять лишь более сильным, а победа над злом благодаря любви представлена как некое исключение из правила, которое в каждом из произведений выглядело лишь благополучным стечением обстоятельств: если бы девушка не пришла на помощь, то спасения нет, а значит, нет ничего сильнее чёрной магии, если только случайно не повезёт. Очень важный, на мой взгляд, нравоучительный момент, который оказался провален.

Также нигде кроме книги не упоминается о помощи крестьянам в борьбе с неурожаем. Но и здесь крестьяне, несмотря на их подчёркнутую неприязнь к колдуну, умоляют его о помощи, и в итоге – с благодарностью получают помощь колдовских сил. На фоне всего этого круговорот жизни проходит на фоне больших религиозных праздников, которые, однако, выглядят не более чем дань традиции и напрочь лишёнными хоть какого-нибудь духовного содержания. (Справедливости ради надо отметить, что в фильме неплохо разыграно символическое отречение от Бога вместе с закапыванием нательного креста, и, наоборот, попытка получить помощь добрых высших сил вместе с водружением креста на место. Однако всё это носит исключительно ритуальный характер обращения с амулетами). Короче, Бог во всех произведениях не просто отсутствует, но даже не упоминается.

Вот, что говорит Википедия про магию в этой книге, но согласиться с этим можно лишь в части: «Магия Мастера направлена на социальное зло: уничтожение людей ему в угоду, давление на реальную правящую власть. Вместе с тем, автор дает понять, что у обладателей таинственных колдовских сил есть возможность выбора, и использования их и для добрых дел. ... Юро и Крабат, овладев тайным искусством, напротив, направляют его на борьбу с Мастером, то есть с самим источником зла, и перспектива утраты ими своих способностей их не страшит». Пусть кому-то всё кажется таким простым, и для сказки это, пожалуй, в самый раз. А я смотрю на вещи глубже.

Итак, о книге. Книга хороша! Прочитавший не разочаруется.

Думаю, она была бы отличным подарком для подростков.


Вернуться назад