В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Евгений Леонов
Сюжет. У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может оставить жену и уйти к любимой женщине, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, терпит посещения доморощенного философа-алкаша, а когда, наконец, решается на смелый шаг – терпит фиаско, так как по природе мягок и податлив, как воск.
Мнение. Картина показывает некое «днище» психологии состоятельных и обеспеченных людей, которым, по большому счёту, не на что жаловаться в жизни. Отчасти, возможно, именно эта обеспеченность и является одной из причин того, что этим людям не приходится решать проблемы более серьёзные, которые удерживают жизнь в жёстких рамках выживания и балансировки между отчаяньем и надеждой хоть на какой-нибудь просвет. Здесь никто не болеет смертельно, здесь все имеют приличное образование и жильё, вполне состоятельны в личной жизни. Фактически, здесь все бесятся с жиру, и потому проблемы этих людей надуманные.
Картина поражает отсутствием положительных героев, ведь единственный адекватный персонаж в ней – сосед молодой любовницы, человек «старой закалки», конкретный и прямой. Даже взрослой дочери главного героя до лампочки проблемы в отношениях между родителями, – не заметить их нельзя, они слишком очевидны, – но дочь вся в себе и в своих героических планах на будущее.
Жена длительное время живёт в парадигме: «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!» В результате «терпелка» ломается, но – о бездна слабохарактерности! – ненадолго. В этом плане жена вполне под стать своей половине.
Не имеющая нормальной пары молодая любовница профессора, несмотря на весь её милый невинный облик, в сущности, подлое существо. Её претензии на этот неравный брак явно за гранью добра и зла, так как она разрушает чужую семью. И не нужно здесь говорить, что любви все возрасты покорны, давайте разделять любовь и страсть, любовь и расчёт. Любовь и глупость, наконец.
И пару слов о главном герое... Нет, одного хватит: тряпка.
С одной стороны, здесь жаль всех (конечно, кроме Бузыкина). С другой, трагикомедия здесь выпукло показывает последствия того, как одни позволяют садиться себе на шею, другие – с удовольствием её осёдлывают. Кто из них худший подлец? – на мой взгляд, «оба хуже».
Вывод. Как бы то ни было, как произведение искусства фильм прекрасен. Он выполнен по классическим кинематографическим канонам, сюжет «цепляет» и интригует, не отпускает до конца, игра актёров выше всяких похвал. Один лишь состав участников просто обязывает посмотреть это кино. И конечно – эта замечательная мелодия из фильма, она стала частью нашей жизни.
Но при всей саркастичности и "печальнокомичности" замысла фильм всё же какой-то депрессивный, он не вызывает горьких слёз сочувствия хоть кому-нибудь, а только недоумение или раздражение. Возможно, такого отношения к героям фильма и хотели добиться его создатели. Тогда у них получилось, аплодирую стоя.