СССР, 1967
Сюжет. В шестидесятые, когда велись нескончаемые споры между физиками и лириками, две профессии стали особенно важны – физики и стюардессы. Обе профессии – на грани риска, одна требует женственности, красоты, милосердия, другая – мужественности, ума и таланта.
Блестящий ученый, проводящий секретные эксперименты, встречает молодую женщину, привлекшую его внимание незаурядностью, строптивостью, неожиданностью суждений и поступков. Интеллектуал, избалованный вниманием, имеющий весьма высокое представление о своей персоне, удивлен и шокирован, но и заинтересован случайной знакомой. Непросто складываются их отношения...
Мнение. Отношения показаны – туши свет, кидай гранату! Понятно, в жизни всякое может быть, чужая душа потёмки, и т.п., но при таких исходных данных отношения такого рода выглядят противоестественно. Мужской персонаж: поистаскавшийся опытный ловелас, знающий себе цену баловень судьбы, самоуверенный, амбициозный и напористый, не знающий возражений, жгучий красавчик... Короче, – пуп земли, да вот только уже отчаянно немолодой, неумолимо стремящийся к сорока, если не больше. Такой кандидат впору лишь аналогично потасканной и уже почти немолодой женщине, и – вот она! Да ещё какая!..
Доронина, – такое ощущение, – играет во всех фильмах саму себя. Она будто вообще никогда не выходит из своего плотного тумана-дурмана, из своих тихих истерик и бесконечных гормональных взрывов. Что ни роль, то одно и то же.
И тут ей досталась исключительно подходящая роль (несомненно, написанная персонально для неё) – роль экзальтированной полуидиотки. Смотреть на такое с восторгом смогут «не только лишь все», а строго поклонники её таланта. Уже на первой встрече с ней было всё понятно, но мужчина, вероятно, оказался заинтригован, а потом уже что-то зацепило, и – понеслось... Честное слово, не верю я в такие отношения при таких исходных данных: такой интеллектуально развитый и сильный мужчина навряд ли бы захотел общаться с такой нарочитой дурочкой с подвижной психикой. Разве что, ради энтомологического интереса. «Киса ку-ку», реально. (Он в конце даже сам уже не выдержал: «Ты что, шизофреничка?!»)
Впоследствии оказалось к тому же, что она ещё и актриса, что она долгое время играла роль, носила маску, держала лицо. Да плевать на её прошлое, с её прежними «обжиганиями»! Надо ведь быть искренним в отношениях, если только рассчитываешь на встречную искренность. Я так считаю.
Развитие отношений главных героев, как у неопытных подростков, – с обидками, истериками, мелкой ревностью и мелочным эгоизмом. Особенно не к лицу это было мужчине. Срамота какая-то, «рукалицо». Пожалуй, ради кинематографичной романтики это можно простить, пусть взрослые дяди и тёти потешатся, глядя в умилении на эту прелесть формата «я тебя люблю» после первой же быстрой случки. Персонаж Ширвиндта со своей «случайно совпавшей» историей – в ту же копилку дешёвых истерично-подростковых страданий.
Зачем-то ещё и концовку такую сделали. (Буду надеяться, сжалились над главным героем, чтобы обезопасить его будущее). Даже в этой концовке есть что-то экзальтированное, истеричное, что-то в стиле «графиня изменившимся лицом бежит пруду». Пусть дамочки поплачут, или хоть повздыхают, ага.
Вывод. Актёрская игра и постановка – великолепные! Всё остальное – на любителей ролей Дорониной. Чур-чур меня!
ПС
По мастерству исполнения рукоплещу режиссёру Натансону, создателю таких мегашедевров как «Шумный день», «Валентин и Валентина», «Старшая сестра».