07.04.03 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 7 579 | Комментариев: 25
Достоевский: КроткаяРассказ об узости светского мышления, об ограниченности ума рамками никчёмных предустановок. Тщеславие, граничащее с глупым самолюбием и жестосердием, - центральная мысль сюжета. Главные герои ни разу не названы по именам. Ростовщик женится на бедной закладчице. Как раз в момент, когда она была доведена до крайности безысходностью своего существования. Т.е. почти явился для неё "освободителем", именно в подходящий момент. Она же - почти малолетка умом (шестнадцатилетняя), с большой претензией на категоричность мышления, на гордость, на некое особое самосознание, хотя внешне - кроткая до забитости. С момента замужества была поставлена в жёсткие рамки крайне экономного существования (хотя без какой-либо нужды к этому), вынуждена выполнять неприятную для неё работу за кассой по оприходованию закладываемого нищими имущества. Хотя на самом деле, с чисто рассудительной стороны, была в несравненно лучших условиях, чем в тех, в которых существовала до замужества, и в сравнении с теми, к которым себя предлагала, давая объявления в газеты. Муж же повёл себя не любезно с самого начала, не замурлыкивал её, а почти всегда надменно молчал. А ей, может, и надо-то было для женского утверждения только немного душевной теплоты от ставшего близким человека. Он же решил добиться от неё только смиренного уважения, безрассудной преданности и любви от осознания его "великодушнейшим из людей", чтоб она "пала в прах, сложа в мольбе руки". Хотя сам для этого ничего особенного не предпринимал, т.е. самонадеянно полагал, что такие мысли ей совершенно обязательно со временем придут в голову. Практически жена находилась в презираемом положении, так он себя поставил. А она в свою очередь (молча, "кротко") считала, что презирает его, за его образ жизни (ростовщичество), за его к ней отношение. Это её мнение утверждалось ещё тем, что она узнала о его, в недавнем прошлом, подмоченной офицерской репутации. Кстати, его поступок, вызванный презираемой трусостью характера, является на самом деле оправданным с точки зрения христианской морали (не трусость, а смирение сердца, отвержение тщеславия). Просто и сам он его расценивает, как трусость и презирает себя за это - это уже другой вопрос. Когда её необоснованное (у всех свои недостатки, а это, тем более, - твой муж) презрение к мужу стало очень сильным, она попыталась убить его из револьвера, но не смогла. После её невинного похода "на сторону" между ними выросла ещё большая стена отчуждения (вот идиоты - нет, чтоб объясниться!). Обе стороны ещё больше стали презирать друг друга. Но после тяжёлой болезни жены он резко поменял к ней своё отношение, прямо залюбил её до душноты, стал чрезмерно внимателен и разговорчив. Резко пересмотрел свои планы на жизнь. Возникло несколько резких, но вполне реальных, судьбоносных решений, к осуществлению которых он сразу же и приступил. Она же, видимо перепугавшись такой разкости, или от недоверия, выбросилась из окна. И это несмотря на то, что за день до этого поклялась ему в вечной любви и верности! Верх идиотизма! Кстати, создалось впечатление, что муж под конец рассказа душевно преобразился в лучшую сторону. А в начале от него веяло только скотской мелочностью, изощрённейшим тщеславием, самооправданием и самолюбием. Совсем нераскрытым остался духовный мир жены, как, впрочем, и во многих других рассказах у окологлавных героев. Единственная явственная черта её характера - гордость. И непонятно, как она тогда "прописалась" в кроткие? Ведь кому-кому, а Достоевскому хорошо было известно, что это - антонимы. Может, в этом и заключался "гвоздь" рассказа? В общем, - то же - проба раскладывания души по полочкам. Одно из радикально позитивных в смысловом отношении произведений. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |