07.04.03 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 9 738 | Комментариев: 0
Достоевский: Село Степанчиково и его обитателиКогда я читал эту повесть, как человек увлекающийся, я нервничал. Причина здесь в том, что читателю показан такой человеческий характер, – безусловно, фантастический, – из-за которого и происходит весь сыр-бор. Характер этот содержит в себе классический тип человека-христианина, не только потенциально способного, но и живущего по заповедям Христовым. Этим характером обладал главный герой произведения, отставной полковник Егор Ильич Ростанёв. Из отрывочных сведений становится известно, что в боевых условиях военной службы человек этот снискал любовь и уважение окружавших его сослуживцев так, что при его увольнении все они искренно плакали. Когда же ЕИ становится провинциальным помещиком, все лучшие качества его души становятся виной тому, что на его бедную голову лавиной обрушиваются самые невообразимые издевательства со стороны ближних. Поразительно то, как все эти издевательства выдерживает наш герой: во всех несправедливейших упрёках совершенно серьёзно он полагает виновным только себя самого. (Вот пример добродетели!). Нелепость упрёков и злобность нападок с одной стороны, и смиренное согласие и самообвинение в них с другой, – вот тот стержень, на котором держится основа сюжета. В доме полковника появляется наглый приживальщик Фома Фомич Опискин, ещё один центральный персонаж. В недавнем прошлом ФФ был самым жесточайшим образом оскорбляем и унижаем своим покровителем-генералом. Параллельно с ролью генеральского шута ФФ разыгрывал на "втором фронте" роль невинного мученика, чем втёрся в доверие к следующему своему покровителю – жене генерала; она же – мать главного героя, ЕИ. После смерти своего мучителя-генерала ФФ всецело овладевает разумом идиотки-генеральши, постоянно выставляя себя за невинного страдальца, мученика, гения, философа, сосредоточия одновременно всех добродетелей; она трепещет перед ним, боготворит ему и повинуется ему во всём. Поняв мягкий и податливый характер полковника, ФФ нагло упрекает его во всевозможных грехах (которыми, кстати, сам он и обладает): сластолюбии, самолюбии, эгоизме, гордости, жестокости, и проч. Полковник смиренно соглашается со всей этой чушью (что, собственно, и нервирует меня, как читателя), и всеми силами старается исправляться. Фоме помогают мать полковника со множеством озлобленных приживалок и проходимцев и усиливают тем самым страдания несчастного. Дом главного героя превращается в настоящий ад. Кстати, читая постоянно задумываешься, а почему бы было не выгнать этого Фому как паршивого кота, или создать ему такие условия проживания, при которых он стал бы смиреннее овечки? Ведь хозяином дома был сам полковник, а его мать была у него лишь в гостях, фактически – приживалкой. …Задумываюсь и понимаю, что в таком случае рассказ потерял бы свою остроту, а в ней-то весь смысл… На фоне происходящего в доме кошмара герой влюбляется в молодую гувернантку своих детей (от первого брака), которая тоже любит его. Мечты пожениться с Настей разбиваются о жестокое намерение генеральши и ФФ поженить вдового полковника на сумасшедшей, но богатой старой деве. Герой соглашается на этот брак, как, собственно, и на многие другие чудовищные и унизительные требования. Чудесный случай становится помехой гнусному плану: ФФ несправедливо и грубо оскорбил и опозорил гувернантку и полковник в порыве праведного гнева прогнал его со двора. Под давлением матери Егор Ильич возвращает перепуганного Фому, и тот в свою очередь помогает полковнику жениться на Насте. В результате такого "высочайшего" согласия, ФФ восстанавливается "на троне" и продолжает деспотически властвовать в доме ещё несколько лет до своей смерти. Счастливая пара и все в округе почитают своего "благодетеля" как святого. После всего описанного кошмара Достоевский, видимо, решил смягчить концовку и сделал поразительный по размаху "хэппи энд": каждый из описанных героев, пострадавших в той или иной степени от ФФ, находит своё счастье в жизни. По ощущениям счастливая концовка уравновешивает чаши добра и зла, и чувство справедливости успокаивает и умиротворяет. Однако, оглядываясь на всё прочитанное, и осмысляя его, задумываешься об описанных характерах и снова невольно волнуешься… Говоря о ФФ, как одном из центральных персонажей, не перестаёшь ему удивляться. С одной стороны, он деспот и самодур: подчиняет себе всех, и заставляет выполнять самые возмутительные требования. С другой стороны, размышления и намерения Фомы не лишены здравого смысла, и порой пропитаны духом самой подвижнической добродетели!.. Просто все его высказывания и поступки протекают на фоне самого неуёмного сластолюбия и гордыни. Именно поэтому рассуждения ФФ кажутся читателю издевательством, юродством, капризами, умопомешательством – чем угодно, но только не здравомыслием. Таким образом, Достоевский создаёт тип героя, которому присущи одновременно две, противоположные друг другу, крайности: благие намерения в сочетании с развратом. (Подобные типажи будут ещё встречаться в других произведениях Д, например, "Кроткая", "Записки из подполья"). Поступки и рассуждения Фомы можно сравнить с балансирующим маятником: то читателю кажется, что он помешанный самодур, то наоборот – благодетельный философ. Правда сам автор не оставляет читателю возможности на подобные раздумья: в лавине происходящих событий Фома по большей части выступает только как отрицательный персонаж. На мой взгляд "Степанчиково" – самое сильное в эмоциональном плане произведение Достоевского. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |