03.11.24 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 4 | Комментариев: 0
Криминальный талантСССР, 1988 Сюжет. В городе появился преступник, который необычайно талантливо облапошивает граждан. Один за другим в милицию приходят пострадавшие, которые накануне познакомились в ресторане с девушкой, немного выпили и наутро очнулись с ужасной головной болью и абсолютно пустыми карманами. За дело берется молодой, но опытный следователь. Мнение. Фильм прекрасен как художественное произведение, он талантлив во всём: сценарий, актёрская игра, постановка, но самое важное – дух времени... Точней, душок. Помойный духан перестроечной грязи, но поданный в красивой упаковке, очень ловко, что воспринимаешь всё за чистую монету... Так его и воспринимали, помню это по собственным ощущениям, я был уже достаточно взрослым, чтобы хорошо понимать суть, но недостаточно опытным, чтобы понимать цель, ради которой экранизировали эту повесть в таком формате. Эдаким дерьмом в красивой обёртке ловко закармливали в те годы советского обывателя, заставляя его не любить своё отечество, сомневаться в прежних идеалах, гнаться за новыми модами, поддаваться новым веяниям. Начатая Хрущёвым идеология «обогащайтесь!» как раз достигла своего апогея, переродившись в уродливую форму самобичевания и патологической русофобии во всём. Женский персонаж – настоящая героиня нового времени (применительно к перестроечным временам): проститутка, опасная мошенница, воровка, одарённая лгунья и манипулятор, и, конечно, красавица. Зритель ей вынужден сочувствовать, увы, хотя она далеко не Соня Мармеладова. В сравнении с последней, у героини фильма тяжкая, невыносимая жизнь: приехала в столицу из провинции (родители на дорогу и первое время дали немного денег, купили плацкартный билет, ужас-то какой! – ах, ошибочка, ехала-то она всё равно в спальном, перебиваясь шашлычком), учится и работает, проживает в общежитии. То есть формально живёт «как все», это особенно подчёркнуто в фильме. И эти самые «все» живут по правде, это тоже подчёркнуто. И потому-то такая жизнь «по правде, как у всех» – ну, никак не может удовлетворить всё возрастающие потребности людей нового времени, ведь нельзя же жить как все, нужно жить иначе – красиво и богато. Что ж тут плохого, чтобы жить красиво и богато? Ради благой цели можно и проституткой поработать, и много чего ещё можно, ведь цель-то какая хорошая!.. Следователь – такой же страдалец «как все», только с другой стороны идеологической баррикады, с другой стороны этой дуэли двух жизненных парадигм. Он вынужден перед проституткой оправдываться, вникать в её «положение», дескать, это закон такой жестокий, а я-то тебя как понимаю, ведь ты ж ни в чём не виновата, ты же жертва! Комедийный сюжет «Деточкин, конечно, виноват, но он не виноват» обрёл тут новые плоть и кровь, стал уже совсем некомедийным, а реальным, превратился в жуткое помойное мурло страшного Мордора, где за мизерную зарплату запуганные тётки, – безусловно, достойные счастья, красивой и богатой жизни, – словно зомби обретаются в нечеловеческих условиях каторжного труда. Преподнесено всё очень ловко, мастерски! Другой-то работы в Мордоре не было, только такая. И это, надо понимать, в столице. А что ж было в провинции, из которой эти несчастные вырвались в эдакую благодать, даже подумать страшно!.. Вывод. Достаточно на этом. Картину нельзя назвать чернушной по форме, но по сути она очень чернушная. Она стоит в одном ряду таких мощных идеологических бомб того времени как «Авария дочь мента», «Интердевочка», «Маленькая Вера» и т.п., которые воспевали человека нового времени – жадного беспринципного хама, способного на добрые поступки лишь в силу постыдного атавистического наследия прошлого, ну, или ради куража. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |