15.11.24 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 9 | Комментариев: 0 | ❤
Облако-райСССР, 1990 Сюжет. Скучная, тусклая, серая однообразность провинциального городка. Чтобы обратить на себя внимание, молодой парень Николай «ляпнул», что уезжает к другу на Дальний Восток. Коля становится местным героем, все соседи участвуют в его сборах и проводах. Плюсы. Очень умело режиссёр показал унылый пейзаж рабочей провинции: бесконечные просторы складов, перевалочных пунктов, пристаней, котлованов, пыльных перекрёстков, сараев, унылых дворов, неухоженных полей, облезлых домов и прочей «задрищенской» эстетики... И в этом заколдованном пространстве, будто сонные мухи, зачем-то существуют люди... Они и сами не знают, в чём смысл их существования, зачем наступил этот день, хорошо это или плохо, если сегодня пойдёт дождь, – ведь каждый день одно и то же, те же лица, та же серость и безотрадность, тот же продуктовый магазин (слава Богу, что не закрыли!) Вероятно, если кто-нибудь спился и повесился, родился или умер, забеременел или просто ушёл в отпуск, – это всё та же единая часть монолитного фундамента, на котором зиждется местная жизнь. В этих будничных мелочах нет ничего необычного, как сегодняшний дождь, от которого ничего не изменится, и потому он не вызывает интереса или эмоций. И лишь что-нибудь совершенно невероятное может оживить это болото, вдохнуть смысл в сегодняшний день, брызнуть яркими красками на серую обыденность, – что-нибудь настолько необычное, как полёт соседа по подъезду на Луну... И вот, вот, оно случилось! Грандиозное событие вселенского масштаба, – внезапный отъезд соседа «в страну далече», – производит настоящий ядерный взрыв местного значения. (Ведь речь действительно идёт именно о местной вселенной, это донесено до зрителя очень доходчиво). Это очень русский фильм, потому что погружает зрителя в ту самую русскую печаль, в неисповедимую душевную тоску по чему-то великому, по подвигу, по той жизни, в которой есть настоящий смысл. Существование день за днём – это же не подвиг: работа, соседи, пиво с рыбой, дождь или солнце, – всё слишком просто и буднично. А хочется чего-то большого и красивого, вдохновляющего, примиряющего себя с действительностью, потому что именно перед лицом такого события ты становишься, если и не в центре всех смыслов, то чувствуешь сильнейшее приближение к нему. «Если Бога нет, его бы следовало выдумать», – слова, как нельзя лучше передающие потребность человеческой души в непорочном идеале. Таким идеалом в данной истории становится решение покинуть «эту вселенную», вырваться «за флажки» раз и навсегда. Поэтому решение уехать вызывает в местном болоте такой ажиотаж и живую поддержку. На совершенно будничном примере (возврат денежного долга), очень изящно, тонко и метафорично показано, что будучи свидетелем грандиозного события, присутствующий при этом посторонний человек также проникается частью этого подвига, невольно становится сопричастным ему, словно бы «заражается» от него. Это чем-то похоже на внезапное желание случайных свидетелей пойти на смерть вслед за первыми христианскими мучениками... Ещё более понятным и ярким примером этого рода стало движение души молодой соседки, твёрдо ощутившей внезапную горячую любовь к главному герою. В картине много тонкого юмора и гротеска. Здесь даже особая камера объектива создаёт дополнительный нужный настрой для правильного восприятия происходящего, – люди становятся видны будто под увеличительным стеклом, их помыслы и намерения уже не могут скрыться ни за словами, ни за мимикой, они уже не могут лукавить и исполняются какой-то необъяснимой прямотой и святостью. Дополнительной яркой гранью этой картины становится идея о том, что кажущаяся иногда возможность повлиять на ситуацию, в действительности оказывается ложным ощущением, и неумолимый каток событий впечатывает тебя в неприятную реальность, с которой остаётся лишь смириться и воспринять всё как есть. Хорошая философская идея. По эмоциональному восприятию это чем-то похоже на воспетое Рубцовым стремительное движение поезда, внутри которого можешь лишь смиренно воспринимать себя маленьким беспомощным пассажиром: ...Вот он, глазом огненным сверкая, Вылетает… Дай дорогу, пеший! На разъезде где-то, у сарая, Подхватил меня, понёс меня, как леший! Вместе с ним и я в просторе мглистом Уж не смею мыслить о покое, – Мчусь куда-то с лязганьем и свистом, Мчусь куда-то с грохотом и воем... Вывод. Замечательный русский артхаус, добрый и простой, и при этом наполненный глубокими смыслами и философией. Высшая оценка! Жаль, что не видел фильм раньше, ставлю на полку в избранное. В каталоге "Лучшее" ❤Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |