04.04.05 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 6 664 | Комментариев: 0
Лесков: Шерамур. Чрева-ради юродивыйИстория одного русского бомжа, попавшего в Париж. Собственно, интересного в его истории почти ничего нет, а интересен сам персонаж, своим отношением к жизни и своим на неё взглядом. Кажется, что Лесков косвенно продолжает тему, развитую им в рассказе "На краю света". В обоих случаях автор показывает, что добродетель не обязана своим существованием какой-либо религии, а может быть присуща любому человеку – верующему и неверующему, образованному и дикому, богатому и бедному. Шерамур – человек неверующий в Бога, о чём прямо и говорит: "я религии не признаю". Однако при этом он являет собой образец нестяжательства, доброты и прямодушия. (В пользу последнего особенно ярко говорит эпизод, когда Шерамур пришёл на встречу к дипломату, чтобы решить свою судьбу, но, когда тот в условленное время не появился, назвал его свиньёй и ушёл). Находясь сам в бедственном положении, никогда не скорбел о своей горькой доле, но принимал всё терпеливо и мужественно, делился последним куском с ближним, всегда протягивал руку помощи нуждающемуся. На все деньги, которые у него случайно появлялись, он немедленно кормил всех знакомых ему оборванцев, нисколько не беспокоясь о завтрашнем дне. Попав однажды на казённую службу, проявлял чудеса самоограничения и заботы о ближнем. Никогда не боялся работы и всегда выполнял её честно и старательно, насколько мог. Герой рассказа грязный, оборванный, неряшливый, не имеющий даже элементарных светских приличий. Кроме того, он... слабоумный, и именно это его качество не позволяет судить о нём строго. Если он бестактен и груб, то только из-за слабоумия, и обидеть умышленно он никого не может. А потому и не вызывает негодования у образованных людей. Ему совершенно чужды какие-либо практические взгляды на жизнь, и он не может составить плана даже на самое ближайшее время. Всё у него происходит здесь и сейчас, словно через день его уже не будет в живых и он это себе хорошо представляет… Вершина христианского мировоззрения! Причём в самой практической из своих форм. Словно в виде некоей "изюминки" Лесков "одаривает" своего героя особой склонностью к еде: Шерамур всегда готов поесть и выпить, и делает это с каким-то диким, звериным желанием. Но, однако, без уклонения в мерзкое чревоугодие и обжорство, а только в качестве вынужденной необходимости, ровно в той мере, в какой зверь нуждается в пище, чтобы не умереть с голода. Многократно обжигаясь на опытах жизни впроголодь, Шерамур глядит на хлеб насущный, как на единственно необходимое для своего существования благо. В какой-то момент Лесков даёт читателю понять, что желание его героя "пожрать" не носит какого-нибудь даже самого малого оттенка сластолюбия, а является словно бы его религией, единственным светлым лучом его беспросветной жизни. Лесков раскрыл тип человека, который по своей внешности и образу жизни у простого обывателя вызывает либо отвращение, либо смех. Но это именно такой тип, который под своей неказистой оболочкой скрывает настоящее бесценное сокровище и охотно делится им со всяким. В рассказе эпизодически обозначена приспособленческая еврейская натура. Один еврей под видом обращённого в христианскую веру находится на положении приживальщика, пользуясь за это особым покровительством великосветских дам. Не гнушаясь сам такой отвратительной хитростью, он и Шерамуру помогает – учит его, что ему надо ответить на тот или иной вопрос о вере, чтобы получить расположение сильных мира сего. Кроме прочего автор снова возвращается к теме глубокой духовной деградации светского общества: экзальтированные дамы из высшего света легкомысленно пытаются обращать к вере в Бога заблудший народ. В их намерениях – тщеславие, в их суждениях – ересь... Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |