04.04.05 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 8 447 | Комментариев: 0
Лесков: ЧертогонВ первой главе автор говорит об особом, редком национальном обряде, а, исходя из названия, – "чертогон" – можно предположить, что речь в рассказе пойдёт о так называемой "отчитке", при которой происходит изгнание злых духов из бесноватых. Немного об этом. Тему экзорцизма (изгнания злых духов) хорошо осветил священник Родион в своём труде "Люди и демоны". Вот что в частности он пишет. "Жестоко мстит бес за своё изгнание: и болезни наводит на экзорциста, если Господь попустит, и людей злых восставляет. Круг жизни экзорциста как бы воспаляется. Невидимая брань многократно усиливается. Не могущий сокрушить священника, нечистый дух часто отыгрывается на его близких… Способность к экзорцизму – это дар Божий. Тяжёлый и неблагодарный здесь, на земле, дар… Многие романтично настроенные молодые люди вожделеют этой способности, хотят сразиться в прямом единоборстве с нечистым духом. Мой вам пастырский совет: не желайте и не дерзайте. Это страшный крест, и понести его могут немногие… Да не дерзнёт никто самочинно брать на себя этот крест. В борьбе с демоном, кроме поста и молитвы, необходимы великое смирение, сильная вера и преданность воле Божией… Мне самому доводилось видеть, как при крещении во время чтения заклинательных молитв падали без сознания здоровенные мужчины, как выли, визжали, матерились годовалые младенцы, как начинали бесноваться женщины… Найти настоящего экзорциста в наше время очень нелегко. Их мало, а каждая отчитка – это колоссальное напряжение всех духовных и физических сил и месть, бесконечная бесовская месть…". Таким образом, изгнание бесов может совершать далеко не всякий священник, а лишь избранный особым Божьим промыслом. Обряд сопряжён с серьёзной опасностью повредить своё душевное или физическое здоровье. Что говорить об экзорцизме, если даже написание книги "Люди и демоны" было для автора затруднительно ввиду бесовских нападок на него! Вот, что он говорит об этом в предисловии к первому изданию: "…При написании данной работы автору пришлось много претерпеть от нечистых духов, и только помощь благодати Божией позволила ему закончить её…". У меня же нет причин не доверять словам православного священника. Вышло уже два издания этой книги, каждое из которых я с интересом и большой пользой для себя перечитал, и поэтому хорошо запомнил о серьёзности чертогонной темы. Самое время вернуться к "Чертогону". Когда Лесков начал писать, явно намекая на это, я, исходя из вышеизложенного, был уверен, что автор, со свойственным ему художественным талантом, познакомит меня с данной темой. …Но ошибся. Рассказ небольшой, и, читая, я всё думал, ну когда же, когда же начнётся?.. Так и не началось. Весь рассказ о том, с каким неистовым размахом веселился "свет" того времени, о распущенности и разложении нравов, о безумной растрате огромных денег; о том, с какой лёгкостью люди лишали себя чести, умышленно идя на позорное унижение ради сомнительных выгод (эпизод с разрешением пройти на пир). И, наконец, о том, с каким самонадеянным легкомыслием великосветские извращенцы подходили к вопросу покаяния: требовали у Богородицы прощения. И в этом требовании Лесков почему-то усмотрел (возможно, с иронией, но это не явно) некое борение со страстями… Интересны признания самого автора (а рассказ этот исключительно автобиографичен). В начале рассказа он говорит, что во время описываемых событий не верил в Бога, а в конце рассказа – что происшедшим он "введён в добрую веру народную". Стал ли он после увиденного верующим?.. Навряд ли, да это читателю и не интересно. Главное, что описанный эпизод из жизни, по его же признанию, дал ему "познание вкуса народного к падениям и восстаниям". Лично мне не понравились такие скользкие выводы Лескова, будто нашему (а в контексте его произведений – именно русскому) народу свойственна особая любовь к падениям, и такая же особая любовь к восстаниям. Эта его короткая фраза наталкивает на мысль, что сам Лесков грешил тягой к отысканию в русской душе чего-то особенного среди мерзостей, присущих, в принципе, человеку любой нации. Первородный адамов грех всех нас уравнял в нашей падшей природе, и выискивание именно у русских каких-то особенных грехов, как то "русского пьянства", "русской лени" и т.п., на мой взгляд, просто преступно. И в особенности для такой писательской величины, как Лесков. Сам же он в других своих произведениях показывает, каким сильным духом наделены русские люди, с каким терпением они преодолевают трудности жизни, с какой смелостью борются с несправедливостью. Безусловно согласен с автором: особый вкус к восстаниям у русского человека есть. И в этом вкусе, пожалуй, и есть его самая характеристическая черта, отличающая его от всех других наций, которые ни более и не менее русских склонны к падениям. Но к восстаниям – в особенности русские. Недаром именно нашему народу Богом доверено ПРАВО-славие, именно Москва – третий Рим, именно "быть русским", по словам Суворова, вызывает восторг ("Мы – русские. Какой восторг!")… Соль рассказа – попытка обозначить две крайние черты: самоотверженное пьянство "степенных старцев" и своеобразное в этом раскаяние. Однако вывод автора крайне противоречив, что эти две черты – именно народные, так как рассказ описывает дворян. При чём же здесь народ?! Давайте не путать: мухи – отдельно, котлеты – отдельно. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |