10.02.08 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 6 987 | Комментариев: 0
Когда смерть наступилаКогда в дом христианина приходит смерть, он должен позаботиться не только об организации похорон, но и о том, как правильно, по-христиански, проводить своего ближнего в жизнь вечную. Мы продолжаем рассказывать об этом, чтобы помочь каждому православному человеку исполнить свой последний долг перед своими родными. Несколько практических советов [1]Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность — на кровать или на большой стол. Необходимо собрать документы, которые полагается оформить по гражданским законам. Если покойный не достиг преклонного возраста, вам придется вызвать участкового милиционера, который составит акт о том, что он не нашел признаков насильственной смерти на теле усопшего. Нужно будет собрать необходимые медицинские справки: вызвать «скорую», которая засвидетельствует смерть, или же обратиться в районную поликлинику за справкой о смерти, в которой будет указана ее причина. В районном отделении ЗАГСа нужно будет получить свидетельство о смерти вашего родственника. Эти документы потребуются вам для дальнейшей организации похорон. Если ваш умерший родственник был пенсионером или ветераном, обратитесь в собес: там должны оказать организационную помощь или выдать материальную компенсацию за похороны. * * *Номер телефона бюро ритуальных услуг можно узнать в вашей районной поликлинике. Когда к вам придет агент из ритуального агентства[2] для того, чтобы обговорить все детали предоставляемых ими «услуг», постарайтесь решать эти вопросы как можно более вдумчиво, несмотря даже на постигшее вас горе. Во-первых, ритуальный агент вполне может предложить вам отпевание, совершаемое «их» священником. Вам вручат землю «после отпевания», потребуют деньги за «услуги», но может оказаться, что отпевание или вовсе не было совершено, или совершено заштатным или вообще запрещенным в служении священником. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, лучше сразу отказаться от подобной «услуги» ритуального агентства. Вторая проблема, с которой вы можете столкнуться, более характерна для региональных и провинциальных городов. При общении с агентом вам необходимо и настоять на том, чтобы тело усопшего в нужный день и в нужное время привезли в храм. Вам могут отказать в этом под различными предлогами[3], однако, чтобы не оставить по этой исключительно организационной причине вашего усопшего родственника без отпевания, лучше обратиться в другое ритуальное агентство, опять-таки, настаивая на том, чтобы тело покойного привезли в храм для отпевания. Позвоните и придите в ближайший храм, расспросите священника о том, в какое время совершается отпевание и к скольким часам можно привозить усопшего. Отпевание будет длиться около часа или немногим более. Исходя из этого, планируйте время пользования транспортом при разговоре с ритуальным агентом. К сожалению, в некоторых городах из-за установленного ритуальными агентствами очень жесткого «графика» услуг[4] лишь малая часть усопших привозится в церковь. Однако это не повод опускать руки и лишать вашего родственника христианского погребения. Омовение, одеяние и положение во гроб умершего [5]По смерти мирянина тело умершего омывается, по примеру христиан апостольских времен (см.: Деян. 9, 37), из уважения к умершему и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Лице Бога по воскресении. После омовения усопшего одевают в новые одежды: этим заранее указывается на новое одеяние нашего нетления (см.: 1 Кор. 15, 53). На умершего мирянина, одетого в новые и чистые одежды, полагают саван (пелены), белый покров[6]; он указывает на те белые одежды, в которые облачают по крещении, и потому знаменует, что умерший сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. В руки мирянину полагают икону Спасителя в знак того, что он веровал во Христа, предал Ему душу, что он в жизни предзрел Господа пред собою и теперь переходит к блаженному лицезрению Его со святыми. Когда наступит время полагать усопшего в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершего и гроб снаружи и внутри… Положение во гроб обычно бывает при чтении молитвословий: «Трисвятое», «Отче наш…» и пении стихир. На челе умершего полагается венчик. Умерший христианин украшается венцом, как борец, с честью оставивший поле подвига, как воин, одержавший победу. На венчике находятся изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи с надписью: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи (см.: 2 Тим. 4, 7–8). Тело умершего покрывается церковным покровом в знак того, что умерший, как верующий и освященный Таинствами, находится под покровом Христовым, есть член Православной Церкви. * * *Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется. Что читать по усопшем [7]После того как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчивается. «Изшедшей убо души от тела, абие»(конечно, после опрятания тела усопшего, после омовения его и облачения в погребальные одежды) «иерей начинаетособое: нарочитое ”Последование по исходе души от тела”». Обычно первое моление со священником у тела только что скончавшегося — традиционная панихида,— другого мы ничего не знаем. Между тем последование по исходе души, предназначенное для одного исключительного случая, имеет исключительный строй, отличный от панихиды. Оно начинается заупокойной литией, то есть после иерейского начала «Трисвятое», «Отче наш…», тропари «Со духи праведных…»и сугубая заупокойная ектения. После возгласа — 90-й псалом и «абие поет или глаголет канон за представльшегося8-го гласа», особый нарочитый канон, тогда как даже в чине погребения мирских человек полагается обычный субботний канон октоиха 6-го гласа. Как обычно на панихиде и молебне ирмосы в сем последовании не поются. По 3-й и 6-й песнях никакой ектении нет, потому не бывает и катавасий. По 6-й песни кондак и икос, по 9-й песни — вместо катавасии «Достойно есть…», «Трисвятое», «Отче наш…» и особый тропарь: «Един естеством сый Животворец...» с особым же богородичным: «Источник живота рождшая...». Как тропарь, так и богородичен употребляются только в этом последовании. Поются они на 6-й глас — глас скорби, на который вообще редко поются тропари. После богородична — «Господи помилуй» 12 раз и особая, нигде более не повторяющаяся молитва о преставльшемся брате нашем. Затем предшествующие отпусту: «Премудрость», «Честнейшую...», «Слава Тебе Христе Боже...» и отпуст: «Воскресный из мертвых…» и «Вечная память». Если последование по исходе души почему-либо не может быть совершено иереем, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири (то есть мирянином) прежде начала чтения самой Псалтири. Разумеется, при этом все иерейские возгласы и действия должны быть соответственно заменены, как это вообще делается при совершении богослужения мирянами. Может быть совершено мирянином и каждение ручной кадильницей. Непосредственно по окончании последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания. Из глубокой первохристианской древности идет обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего. По свидетельству четьих миней, апостолы провели в псалмопении три дня при гробе Божией Матери. У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как нарочитых проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе всех остальных усопших православных читать Псалтырь. Потому чтение его всегда плодотворно, как для самих читающих, так и для тех, за кого и ради кого оно читается. Чтение его при гробе усопшего особенно благовременно и полезно в двух отношениях. С одной стороны, оно является сильнейшей помощью со стороны живущих душе умершего, которая в эти дни, по учению Православной Церкви, проходит страшные мытарства. С другой стороны, оно может служить одним из сильных утешений для живых, скорбящих о разлуке с дорогим усопшим, о своем сиротстве. Чтение Псалтири или Евангелия при гробе прерывается неоднократным совершением панихиды. И на каждой «Славе» Псалтири возносятся особые заупокойные моления. Так, молитва об усопшем сплетается с чтением Слова Божия. Так и первые христиане сплетали свои надгробныя моления с песнопением и чтением Слова Божия. После погребения усопшего очень полезно продолажать чтение Псалтири по нему хотя бы до сорокового дня. По окончании кафизмы прочитывается молитва «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди…», которая печатается в конце «Канона по исходе души от тела».
[1] Со святыми упокой /Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2006. [2] Ритуальное агентство должно иметь официальный специализированный статус, дающий право работать в данной области. Прибывший к вам агент должен иметь при себе удостоверение работника с фотографией, Ф. И. О., названием организации; прейскурант цен с печатью и подписью; каталог с цветными фотографиями оказываемых ритуальных услуг; все необходимые бланки и квитанции с угловым штампом ритуальной службы, круглой печатью и штампом «оплачено». [3] Агентство должно предупредить вас о возможности бесплатного захоронения усопшего. При этом все «услуги» сводятся почти к нулю, а о доставке покойного в храм для отпевания не может быть и речи. Поэтому большинство людей пользуется платными услугами ритуальных агентств. [4] Одна из главных причин этого — желание подобных фирм потратить как можно меньше времени, отрабатывая полученные деньги. [5] См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 752–755. [6] Сегодня погребальный саван с изображением на нем голгофского Креста можно приобрести в храмах и церковных магазинах. Там же приобретите погребальный крест, который нужно будет вложить в руки покойного накануне отпевания. [7] См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 137–139.— Сост. Источник... Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |