13.06.20 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 1 132 | Комментариев: 1
Мария Кикоть: Исповедь бывшей послушницыАннотацияКнига представляет собой автобиографическое повествование бывшей послушницы об опыте проживания и русском православном монастыре. Автор без прикрас описывает порядки и нравы обитателей монастыря. Оказывается, и там людьми не всегда движет любовь к ближнему. А если власть сосредоточена в руках деспотичной игуменьи, жизнь в монастыре может стать серьезным испытанием для веры. МнениеКнига отчасти похожа на дневник личных наблюдений и переживаний. Написана хорошим слогом и грамотным языком, по деловому, без «воды» и отвлечённых рассуждений. Автор редко даёт личную оценку происходящим событиям, и старается ограничиваться описательной частью: читатель часто находится как бы на месте рассказчика, и может заочно примерить на себя его «шкуру». Конечно, в самых вопиющих случаях удержаться от праведного негодования было просто невозможно, и это по-человечески понятно. Во многом рассказ идёт о личных нравственных переживаниях, т.к. этим обусловлена сама тематика повествования, это составляет очень сильную сторону произведения. Мария поднимает сложные вопросы духовного выбора, вообще наличия выбора, как такового, сопоставляет обнаруженную ей реальность с писаниями святых отцов. Иллюзия необходимости монашеского подвига долго преследует автора повествования, пока судьба сама не расставляет всё на свои места. Пройденное горнило тяжёлых испытаний Мария оценила адекватно и сделала для себя правильные выводы... На конкретных примерах в книге описана изнанка жизни женского монастыря, и эта картина потрясает своей безнравственностью, психологической и физической жестокостью, полным отсутствием не только христианской, но и обычной человеческой любви, крайне извращёнными понятиями о смирении и послушании. В сущности, это какое-то антихристианство. Мне горько всё это признавать, но глупо замалчивать очевидные серьёзные недостатки, от которых зависят человеческие судьбы. Очень серьёзная и полезная книга. Отрезвляет и прочищает мозги, мигом раздувает розовый туман мечтаний о монастырской жизни. Я предполагал, что «среднестатистический» современный женский монастырь существенно хуже в отношении благочестия в сравнении с аналогичным же мужским. После прочтения я в этом окончательно убедился. (Да, в этом есть что-то «сексистское», – ровно настолько, насколько в природе по факту существуют разные полы). Просто женщины эмоционально менее сдержанны от природы, и именно поэтому они названы «немощным сосудом». Затронута важная тема неофитства, когда люди в «припадке благочестия» не по разуму пытаются взвалить на себя свыше сил и в итоге не справляются с «подвигом», теряют первоначальный заряд, а иногда наступает разочарование и полный отход от религии. К сожалению, данная книга отчасти стала своеобразными «психологическими костылями» для таких людей, которые нашли в ней моральное оправдание угасанию собственной веры. Она же стала и дополнительным стимулом для тех, кто привык поливать Церковь грязью, ища для этого любой ничтожный повод, а тут – такое!!! Опытный в духовной жизни человек, или хотя бы просто по-житейски умный, из любого события сможет извлечь для себя полезный урок, так что эту книгу обязательно стоило бы прочесть всем, верующим и неверующим, бывшим и настоящим. Хотя бы для расширения кругозора. Тематика неофитства хорошо видна и в личном примере Марии, которая подробно описала, как пришла к религии, и свои дальнейшие шаги в духовной жизни, и «наломанные дрова». Мало кто в это время избегает мыслей о монашестве или священстве, и невольно примеряет на себя разные «ипостаси», доходя до натурального фанатизма. По свидетельству автора, именно в такие периоды многие были «уловлены» в монашеские сети поспешными благословениями «старцев», но хуже всего – ввиду отключения собственного критического сознания: люди внезапно начинают доверять всему, что связано с их новым увлечением, любым сомнительным книжкам, любым сомнительным авторитетам, а трезвые замечания принимают за ошибочные или даже враждебные... Полагаю, в этом кроется одна из фундаментальных причин одной из описанных в книге проблем – «неразумного монашества». Проблема зомбирования носит системный характер, т.к. свойственна вообще всем деструктивным сектам (чему даже посвящена отдельная подробная глава в книге). К сожалению, в рамках Православия подобное тоже может происходить, но не потому, что Православие плохо, а потому что человек на первых шагах своей религиозной жизни, когда он наиболее душевно восприимчив, встречает негодных поводырей. Правда, в отличие от настоящих деструктивных сект, истинное Православие не ставит изначально своей целью подчинить себе человека, а стимулирует в нём саморазвитие для приближения к Богу. Плохо, когда человек попадает в деструктивную секту под вывеской «Православный монастырь». Хорошо, что книга получила большой резонанс, и очень надеюсь, что она многих отрезвит. Также надеюсь, что лица, могущие и обязанные повлиять на описанные в книге недостатки женского монастырского общежития, сделают правильные выводы и примут необходимые и строгие меры для искоренения явных перекосов в устройстве монастырской жизни. Очень надеюсь, что так называемым «старцам» просто напрямую запретят давать благословения на уход в монастырь (подробней об этом ниже). Большое внимание уделено так называемому духовному окормлению со стороны старцев, в том числе знаменитых и уважаемых многими современных нам священников. К сожалению, результатами такого «окормления» нередко становятся не только физические, но и серьёзные душевные болезни. Мария задаётся логичным вопросом: почему все эти старцы не несут никакой ответственности за поломанные судьбы и покалеченные души?.. Вопрос, конечно, риторический, но требует серьёзного осмысления. Не менее важным вопросом является и другой, на чём тоже заостряет внимание автор: подвизающиеся в монастырях, подобных описанному, не могут никому пожаловаться, и никак не могут повлиять на улучшение ситуации, всё бесполезно, и это приводит к деградации личности и часто к душевным расстройствам. Рисуется страшная картина тоталитарного концлагеря с единоличным деспотом во главе, с моральными пытками и бесконечным унижением личности, с отлаженной системой доносительства и наказаниями даже за «мыслепреступления». Человеку в такой среде просто не с кого брать положительный пример, и находясь постоянно в такой агрессивной среде, психика людей просто ломается, появляются неврозы и затем серьёзные расстройства психосоматики. Безусловно, нельзя судить по этой книге о всей сегодняшней монастырской жизни, – наверное, где-то и не так плохо. А вот стоит ли пробовать? – прочитавший эту книгу теперь лишних тысячу раз подумает и взвесит, прежде чем принять решение или «получить благословение». На мой взгляд, лучший путь для «твёрдо и окончательно» решивших – попробовать, пожить в монастыре послушником. Все святые отцы едины во мнении, что нет благочестия без рассуждения, и особенно внимательно советуют относиться к выбору духовника, делать этот выбор обдуманно, без спешки. Если нет доверия настоятелю монастыря, то нет смысла ввязываться в опасную авантюру. Главное, помнить, что человек создан по образу Божьему, а это значит, что он обладает свободой личного нравственного выбора, поэтому никто и никогда не может «благословить» человека уйти в монастырь так, чтобы это «благословение» было окончательным и бесповоротным. Благословение – не приговор! «К свободе призваны вы, братия» (Гал5:13). Дети в монастырских приютахБольше всего жалко детей, живущих при таких монастырских приютах, – вот уж точно несчастные создания, лишённые личного выбора, зазомбированные с детства, затюканные. Они, в сущности, лишены выбора, т.к. не имеют возможности трезво сопоставить и оценить возможные варианты личного жизненного пути. Взрослая жизнь вне монастыря для них невозможна по факту, вариантов нет... Поднята очень важная тема с такими детьми. Она требует вмешательства государственных, и не в последнюю очередь правоохранительных, органов. По закону государство обязано обеспечить неполное среднее образование гражданину. Но такие дети лишены полноценного образования, потому что роль педагогов исполняют не имеющие достаточного образования монашки, часто – такие же необразованные вчерашние приютские дети. Сами эти «педагоги» не находятся постоянно на этой работе, часто меняются (не по своей вине), и часто с точки зрения полноценной личности являются такими же затюканными «зомби». Монастырские дети вправе иметь полноценное образование, и если эту законную обязанность монастырь не обеспечивает, необходимо закрывать такие приютские «лавочки». Я обеими руками за то, чтобы государство властной и решительной рукой навело порядок в этом вопросе. И пусть верещат себе на здоровье духоскрепные истерички о новых «гонениях на Православие» и «новом 37-м». Детей – под защиту государства! Зря что ли в новую Конституцию вносят детей, как важнейший приоритет государственной политики?! Нет тоталитарному мракобесию! Даёшь полноценное образование и счастливое детство! О выборе монашеского путиОчень жаль многих людей, которые продолжают «тянуть лямку» по «благословению» и отказываются от осознанного самостоятельного выбора. Часто религиозные люди действительно снимают с себя обязанность принять личное решение и полагаются на совет духовника. Это делается больше не от недостатка жизненного опыта, а от банального малодушия, ведь зачастую речь идёт об обычных бытовых ситуациях, требующих лишь здравого рассудка. И уж тем более, идти в монастырь по благословению духовника – преступный инфантилизм!!! В дальнейшем, ввиду всё того же малодушия, такой человек уже боится сойти с навязанного ему пути, и снять вериги несамостоятельного решения. Жаль таких людей! Я не имею в виду те случаи, когда человек уже «выстрадал» долгим личным опытом собственное твёрдое решение, и получает благословение лишь в виде формального подкрепления и «освящения» сделанного выбора. Полагаю, что духовники могут дать благословение идти в монастырь только в виде ненавязчивого совета: просто попробуй, а окончательное решение примешь потом. Разве не для этого существует институт послушничества? Трудным вопросом, о котором я задумался, является возможная смена игумена в монастыре, где уже принял постриг и дал монашеские обеты. «Новая метла» может перевернуть жизнь и сознание бедного монаха с ног на голову, и превратить вчерашнюю благочестивую жизнь во Христе в извращённый нравственный концлагерь, подобный описанному в этой книге... Полагаю, искренне верующий человек в подобных ситуациях сможет положиться на Божий промысел, исходя из аксиомы, что Бог свыше сил искушений не даёт. И поскольку у монаха пути к отступлению уже нет, то на все новые искушения он получит нужные силы. Отношение к авторуС глубоким и искренним уважением отношусь к автору Марии Кикоть: настоящий титан духа, искренний и самоотверженный человек, с могучей силой воли и неисчерпаемым терпением. Настоящая русская женщина, достойная восхищения. Надеюсь, в её личной жизни всё сложится самым лучшим образом для полного ощущения счастья и радости от жизни. Искренне рад, что Марии всё же удалось сделать обдуманный выбор, – отчасти действительно промыслительный, – и закончить для себя этот мучительный и трагикомический эксперимент! У меня при чтении прямо камень с души спал... А ещё мне жаль, что современное монашество не получило в свои ряды такого стойкого самоотверженного бойца. Женский монастырь в том виде, в каком с ним лично столкнулась Мария, – просто её не достоин. Да, полностью согласен с мнением из предисловия к книге, что в церковных лавках продавать «Лествицу» и подобные ей «рекламы» монастырской жизни следует только в комплекте с данной «Исповедью». Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |