01.02.11 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 4 874 | Комментариев: 0
Сергей Кара-Мурза: Коммунизм и фашизм. Братья или враги?От издателяВозникновение двух мощных тоталитарных идеологий - коммунизма и фашизма - явилось самым грандиозным событием в истории человеческой цивилизации. Величественные империи и десятки миллионов убитых, индустриальные прорывы и кровавые войны, возрождение национальных культур и жестокий террор - все это связано в нашем сознании с двумя понятиями: фашизм и коммунизм. Однако насколько правомерно сопоставление этих явлений? И вообще, что такое коммунизм? Ведь был советский "реальный социализм", были маоизм, троцкизм, геваризм - и все они не только не ладили между собой, но и вели беспощадную борьбу на взаимоуничтожение. То же самое касается и фашизма: был его итальянский вариант, но были и германский нацизм, и испанский фалангизм, и клерикало-фашизм, и авторитарные режимы в странах Прибалтики, и военные хунты в Латинской Америке - несть им числа. И все они отличались друг от друга, враждовали друг с другом, конкурировали и редко когда сотрудничали. Наконец, были и гибридные течения между фашизмом и коммунизмом: национал-революционизм, национал-большевизм. И не только были, но и есть! В настоящем сборнике впервые сделана попытка разобраться в этом заколдованном клубке тоталитарных идеологий. От себяДанный труд, собравший под одной обложкой работы нескольких авторов, на высоком научно-публицистическом уровне раскрывает сущность фашизма и коммунизма, истоки, историю развития и, главное, особенности их в различных странах. Главный вывод книги в целом отражён уже в предисловии С.Г.Кара-Мурзы, и сводится вкратце к следующему: между коммунизмом и фашизмом, безусловно, существуют некоторые общие на первый взгляд черты, которые дают определённые основания ставить два этих явления в один ряд, говоря при этом об их единой сущности, и что разница между ними, чуть ли не только в названии. Однако, это в корне неверно, что и доказывает весьма подробно и убедительно данный сборник. Одним из существенных различий применительно к предпосылке возникновения этих двух форм государственного управления является то, что общества, в которых существовали эти режимы, были различными: общества западных типов – атомизированные, а общества российского типа – сплочённые на едином духовном уровне, лежащем в некоторой надрациональной сфере. Духовная же сущность западных обществ – голый рационализм при полном вырождении истинного религиозного чувства. Как очень точно замечает Кара-Мурза, ...фашизм как общий феномен представляет собой всего лишь жупел и пропагандистский фантом... т.е. является своеобразным ярлыком проклятия, который лживые СМИ навешивают направо и налево на любые формы проявлений общественной жизни, не согласующиеся с "генеральной линией партии", пропагандируемой этими же СМИ. Исторический фашизм крайне неоднороден, неодинаков, что подтверждается приведенным в книге анализом данного режима во множестве различных государств. Интересные цитаты:...Вопреки тому, что нам постоянно внушают, просто фашизма, «фашизма вообще», не существует — как не существует и «тоталитаризма вообще» (еще в 60-е гг. западные авторы доказали, что «концепция тоталитаризма» Арендт— Фридриха—Бжезинского носит не научный, а пропагандистский характер и фактами не подтверждается)... ... Фашизмы как набор близкородственных общественных феноменов прекрасно уживаются с любым цветом кожи и любой религией. ... ...необязательным является антисемитизм (фашистские режимы в Центральной Америке были произраильскими, не говоря уже о собственно еврейских фашистских организациях, таких как движение «Ках» или «Кахане хай»). Но любому фашизму обязательно присущи установки на воинствующий антикоммунизм; милитаризм (в узком смысле, то есть на восхваление армии и армейских порядков и перенесение их в гражданскую жизнь); воинствующие ксенофобия, расизм, национализм (то есть такие, которые активно направлены против кого-то: иммигрантов в современной Европе, чернокожих в США или ЮАР, индейцев в Гватемале и Чили, тамилов на Шри-Ланке и т. п.); теоретический элитаризм (то есть отрицание принципа всеобщего равенства); обывательский культурный примитивизм (то есть неприятие культуры во всей ее сложности и полноте — и особенно наиболее интеллектуально сложных ее проявлений). ... ...у фашизма не было одного общего основателя, повсюду в Европе он возникал в результате одних и тех же проблем и предлагал одинаковые решения. ... А каковы были различия между разными национальными видами фашизма? Лучший пример — проблема расизма и антисемитизма. Ни тот, ни другой не были необходимыми компонентами фашизма и не являлись определяющими для тех групп движения, которые ориентировались на Италию. До 1936 года в Италии не было расизма. Фашисты в Бельгии и Нидерландах следовали примеру итальянских. Леон Дегрель резко отвергал любой расизм, что неудивительно в многонациональной стране. ... ...существование еврейских общин не следует слишком тесно связывать с фашистским антисемитизмом, так как в Бельгии и Нидерландах были большие еврейские общины. Но в этих странах единственным врагом считался марксизм, и все прочие соображения исключались. Однако и это объяснение недостаточно, так как евреев могли отождествлять здесь с марксистами столь же легко, как и в Германии. Однако эта ситуация сохранялась недолго. В 1936 году и Муссолини стал приверженцем расизма и не только под немецким влиянием. С помощью расизма он пытался оживить свой устаревший фашизм и дать новый стимул молодежи, которая все больше разочаровывалась в его революции. Изменившаяся позиция итальянцев в этом вопросе повлияла и на Фалангу, хотя с Испанией не было еврейской общины. Но и здесь это изменение позиции случайно совпало с другой необходимостью: стать более привлекательными для низших слоев. Как в Италии, так и в Испании антисемитизм помог придать движению новую динамику. Правда, Фаланга отвергала любой светский расизм и опиралась вместо этого на воинственную католическую веру испанских крестоносцев. И фашисты Освальда Мосли взяли на вооружение антисемитизм, когда поняли, что это делает их движение более динамичным, придает ему боевитость и делает рекламу, когда они маршируют через населенный преимущественно евреями лондонский квартал Ист Энд. ... Только в Центральной и Восточной Европе расизм изначально был неотъемлемой частью фашистской идеологии. Здесь жила масса евреев, притом в условиях типа гетто. В общем, это была четко отличимая часть населения, которая подвергалась нападкам и оскорблениям. Кроме того, в таких странах, как Румыния или Венгрия, евреи составляли средний класс, то сословие, которое занималось коммерческой деятельностью и эксплуатировало остальное население. Неудивительно, что Железная Гвардия, которая взывала к национализму крестьян, была антисемитской и расистской организацией, несмотря на свою христианскую ориентацию и первоначальное название «Легион Михаила Архангела». ... Для Гитлера врагом был не туманный марксизм, он воплощался для него физически в евреях. В соответствии с центрально-европейской традицией расово ориентированного национализма он мог придать врагу своего мировоззрения конкретный человеческий образ. Как ни один другой западный фашизм, немецкий фашизм включил в себя в результате массовый террор и массовое уничтожение людей. Как в Германии, так и во время кратковременного господства Железной Гвардии массовый террор и погромы были выражением активизма и направлялись против определенной группы людей, объявленных врагами. ... Почему же многие французские фашисты стали коллаборационистами? ... Или важнейшим фактором был их антикоммунизм? Из всех возможных причин последняя, как мне кажется, играла наиболее важную роль, но у некоторых французских фашистов и она не была главным мотивом. Поль Серан указывает в своей книге «Фашистский романтизм» (с.78), что антисемитизм и расизм лишь позже стали центральными темами французского фашизма. Поворотным пунктом он считает 1936 год, когда во Франции пришел к власти Народный фронт Леона Блюма. Только тогда фашистская пресса Франции сделала антисемитизм своей главной темой, как минимум по двум причинам, которые на первый взгляд имеют мало общего с расовой теорией: правительство Народного фронта Блюма, которое представляло тогда большую угрозу для французского фашизма, было особенно чувствительным к этой кампании, потому что не только сам Блюм, но и многие члены его правительства были евреями; кроме того, им ставилось в вину, что французские евреи из-за своей ненависти к Гитлеру пытаются вовлечь Францию в войну с Германией. Этот антисемитизм диктовался скорее политической целесообразностью, чем убеждениями. Главные рупоры французского фашизма и после 1936 года относились к расизму двойственно и стали его приверженцами лишь в условиях немецкой оккупации. Таким образом, даже из этих нескольких цитат видно, что фашизм исторически был весьма и весьма разношёрстным и по своим взглядам, и по идеологии, и по объединяющим его идеям. Поэтому, обобщённый ярлык "фашиста" в современных условиях – весьма хитрая уловка либо провокация. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |