13.11.23 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 224 | Комментариев: 0
Инспектор ГАИСССР, 1982 Сюжет. Скромность и принципиальность приводит инспектора ГАИ Петра Зыкина к конфликту с начальником станции технического обслуживания Труновым, который, нарушив правила дорожного движения, пытается воспользоваться своими связями и «поставить на место» не в меру ретивого милиционера. Однако ничто не может заставить Зыкина изменить своим принципам: ни связи, ни положение человека, совершившего правонарушение... Мнение. Есть много советских кинофильмов, которые превозносят служебный подвиг милиционеров, и я обоснованно полагал, что это один из них. Я ошибался... Великолепно, просто гениально сыграл свою роль Никита Михалков! Ему исключительно хорошо удаются роли утончённых негодяев. Очень хорош и Сергей Никоненко в роли ГГ, удачно подобран актёр, и сыграл безупречно. Концовка испортила весь фильм, из-за неё он получился упадническим, пессимистичным, лишённым надежды на лучшее будущее. Мне удивительно, почему так неблагоразумно подошли авторы картины к этому вопросу, ведь стоило лишь чуть-чуть изменить последнюю фразу антигероя, и вся картина заиграла бы радостными красками, вселяющими оптимизм и веру в лучшее. А то, что получилось, – лишь убеждает зрителя в бессмысленности подобного гражданского подвига, и во всесилии подобных подонков и поддерживаемой ими системы. К сожалению, из-за концовки фильма главный герой выставлен посмешищем, тупым солдафоном: с одной стороны, хочется гордиться подвигом его принципиальности и высоконравственной жизненной позиции, с другой стороны, в его лице подчёркивается бессмысленность подобных стараний. Мораль фильма в результате отсутствует, потому что порок здесь лишь обнажён, а благоразумных средств для его лечения не предложено. Отчаянные попытки пробивать стену головой и постоянно держать удар не дают здесь желаемого эффекта, или хотя бы нравственной поддержки. Единственный поддержавший нашего героя – его начальник – лишь дискредитирует его таким образом, потому что поддержка от лица такого персонажа омерзительна. Вместо борьбы за законность, герой Ефремова постоянно пытается тут скрестить ежа с ужом, и аккуратненько постоять в сторонке, – как бы чего хуже не вышло. «Товарищ майор» тут непрестанно «вибрирует» в волнах чужого мироощущения или собственных закоренелых привычек, не имея своей чёткой жизненной позиции в желании всем угодить, как Кот Леопольд. Лучшей концовкой были бы слова Трунова: «Молодец! Мужик! Уважаю! Я бы так не смог». Или что-нибудь подобное. Вместо этого Трунов лишь снисходительно подчёркивает очевидное для всех: для себя самого, для только что оплёванных им друзей, для инспектора ГАИ, и, что хуже всего, – для зрителя. С этими словами зритель окончательно должен утратить надежду на лучшее, – всё бесполезно, ничего не изменится, «все звери равны, но некоторые равнее». Вывод. Фильм оставляет неприятное ощущение. Как одна из первых ласточек в ожидании грядущих «маленьких вер», «интердевочек» и «дочерей ментов». Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |