ЖИЗНЬ КАК ВСПЫШКА
Главная » Изба-читальня » Харуки Мураками: Норвежский лес
Жалоба Печать
17.11.23 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 259 | Комментариев: 0

Харуки Мураками: Норвежский лес

Найти эту книгу:

Book24.ru
Политкнига.ru

Аннотация

...По вечерам я продавал пластинки. А в промежутках рассеянно наблюдал за публикой, проходившей перед витриной. Семьи, парочки, пьяные, якудзы, оживленные девицы в мини-юбках, парни с битницкими бородками, хостессы из баров и другие непонятные люди. Стоило поставить рок, как у магазина собрались хиппи и бездельники – некоторые пританцовывали, кто-то нюхал растворитель, кто-то просто сидел на асфальте. Я вообще перестал понимать, что к чему. "Что же это такое? – думал я. – Что все они хотят этим сказать?"

Роман принес автору поистине всемирную известность. Тонкие психологические нюансы, музыка, наполняющая страницы, эротизм – все это есть в романе, от которого невозможно оторваться.

Мнение

Если широкими мазками, то история показывает процесс формирования сознания молодого человека, отчасти процесс его взросления, в основном на фоне борьбы со своими переживаниями от потери друзей. Тут есть сильная любовная составляющая, наполовину плотская, наполовину платоническая.

Роман сопровождает множество различных мелких подробностей, например, какой запах издавала пепельница, какого цвета была рубашка, насколько громко играла музыка, какие композиции звучали, под каким углом падали солнечные лучи и т.п. Это помогает погружению в описываемые события, но эти подробности утомляют, их слишком много, и чаще всего они сокрушительно скучные.

Беспричинные внезапные самоубийства – вот основная нить повествования. Всё пропитано ожиданием чьей-нибудь очередной смерти. И если прямо об этом не говорится, то подсознательно ощущается из контекста книги. Особенно сильно и неотвратимо после первого случая; он сразу устанавливает определённую «планку» ожиданий. Кажется, что вот-вот «выпилится» кто-нибудь ещё, а за ним следующий. Вся атмосфера и идея романа – как гимн бессмысленности жизни, вне зависимости от её благополучия. Здесь умирают молодые, здоровые и перспективные. Умирают без видимых причин, и лишь иногда это можно списать на душевную болезнь.

Вторая главная «мякотка» романа – эротизм на грани порнографии. Часто описания вызывают натурально оторопь, – насколько неразборчивым нужно быть в отношениях, да ещё и об этом же писать! Ведь Мураками признаётся в эпилоге, что роман автобиографический. Любит одну, встречается с другой, кувыркается с третьей, и так далее по кругу. Хуже всего, – в этой истории знакомые люди спокойно обсуждают друг с другом всякие подробности своей интимной жизни; о таких подробностях не принято говорить вслух в приличном обществе, даже между очень близкими людьми. В эти моменты возникает острое чувство брезгливости к этим животным, и в первую очередь к автору. (Судя по его откровениям в послесловии, это просто дешёвый эпатаж, или как сейчас говорят, хайп: «Я просто-напросто желаю, чтобы это произведение выходило за рамки моих человеческих достоинств»).

В особенности поражает одна из подруг ГГ: крайне вульгарная и пошлая, такая же неразборчивая в отношениях, капризная, взбалмошная, обидчивая, злопамятная, бестактная и глупая. Образец нормальной девушки со знаком минус. Автор усиленно выдаёт её за достойную спутницу главному герою, но это лишь подчёркивает безнравственность самого автора романа.

Второй омерзительный персонаж – сосед по общежитию, ставший на какое-то время близким приятелем ГГ: неисправимый эгоист и развратник, крайне аморальный тип. Эта дружба тоже подчёркивает душевную нечистоплотность центрального персонажа.

Вообще все до единого значимые участники романа – нравственно ущербные личности, все вызывают жалость и омерзение, в большей или меньшей степени.

В первую очередь по причине брезгливости, главный герой не вызывает у меня сочувствия. Мураками ловко подаёт своего персонажа через описание его действий и слов, но мало погружает читателя в его внутренний мир; часто оценка о нём даётся посредством окружающих, его хвалят за какие-то поступки или слова, кто-то критикует. Лишь в конце повествования герой наиболее полно раскрывается как чувствующий живой человек. Однако же и в этом месте он не вызывает острого сочувствия, потому что слишком долго ведёт себя как тряпка. Беспорядочная половая жизнь, отсутствие цели в жизни, постоянная каша в голове – у меня не вызывают интереса подобные персонажи, разве что, чисто в энтомологическом смысле.

И всё же отчасти главный герой мне симпатичен своей самодостаточностью: он не страдает без чужой жилетки для слёз, без посторонних советов, без лишних средств к существованию. Мне нравится его скромный быт и потребности, его готовность к труду, развитая сила воли.

В какой-то момент герой романа вдруг понимает, что когда-то давно поступил нехорошо со своей одноклассницей, и лишь сейчас, после многих произошедших душевных встрясок, воспоминание об этом вызывает у него укор совести. По-моему, это лучший нравственный момент во всей этой истории. Он проходит незаметно и вскользь, на фоне других более значимых переживаний. Но те обусловлены поступками других людей, которые не зависели от ГГ, а этот совершил он сам, и теперь вспоминает о нём и жалеет. Боюсь, это единственное место в книге, которое мне понравилось.

В остальном это мрачное, упадническое, депрессивное произведение про каких-то молодых японских выродков. Туда им и дорога, пусть они все повесятся! Такое ощущение, что половая распущенность этих людей, – словно ответ на постоянные мысли о смерти: хоть перед смертью оторвёмся!.. Выродки, чё. Рефреном через всё повествование проходит мысль об одиночестве, и кажется, что самоубийства совершаются из-за этого, но автор прямо никогда не называет причину. Общество благополучия и гедонизма обречено на вырождение, и посредством данного романа можно наблюдать за этим медленным и неизбежным процессом.

Я бы не советовал подсовывать это чтиво подросткам. У них и без того проблемы с душевным равновесием, а это лишь усугубит ситуацию. Плюс, нарочитое погружение в сексуальную сферу им явно неуместно, и к тому же оно здесь носит характер «в мире животных». Так себе примерчик. Полагаю, что Мураками в молодые годы не намечтался о девочках, и эти свои влажные мечты вывалил на бумагу.

ПС

Единственный персонаж, судьба которого меня беспокоила после прочтения книги, – «Штурмовик». Собранный чистоплотный парень, интересный своими увлечениями и привычками, который внезапно пропал из общежития, не оставив сведений о себе. Подозреваю, что он тоже покончил с собой, а писатель просто забыл его «финализировать».

Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код безопасности:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Вопрос: 4 умножить на 3 =
Ответ:
 

популярное
комментарии
рассылка
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru