ЖИЗНЬ КАК ВСПЫШКА
Главная » Кина не будет » Сёгун (сериал 2024 – ...)
Жалоба Печать
10.02.25 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 7 | Комментариев: 0

Сёгун (сериал 2024 – ...)

Сёгун (сериал 2024 – ...)

Сюжет. Япония, начало XVII века. Английский штурман Джон Блэкторн терпит крушение и попадает в закрытую для европейцев Страну восходящего солнца, где проходит путь от пленника на грани жизни и смерти до правой руки борющегося за власть самурая Торанаги.

Мнение. Главная странность сюжета на начальном этапе. ГГ внезапно врывается в новую жизнь, причём, на неожиданно комфортных условиях. Это никак толком не объяснено, ведь нет смысла содержать и возиться с сомнительным «животным», которое к тому же по местным законам подлежит казни за доказанное пиратство. Вместо этого идея обладания «варваром» с целью казни почему-то становится фетишем у местных властителей и все стремятся его получить.

ГГ ведёт себя слишком развязно и свободно, что никак не соответствует его фактическому положению зависимого пленника. И тут возникает двоякое чувство: с одной стороны, он не раз высказывается о желании жить и воплощать грандиозные планы, с другой, ведёт себя так, что часто может (и должен!) быть убит за своё поведение. Это последнее неоднократно будет показано в ходе повествования, что якобы добавляет психологическую остроту происходящему, но на самом деле объясняется лишь сюжетной слабостью. Тут повседневная тактика действий ГГ постоянно вступает в противоречие с его стратегическим желанием выжить, и это серьёзная внутренняя проблема всего сериала. Этого нельзя оправдать простой отсылкой к цитате «жестокий век, грубые нравы», это просто глупость и неадекватность.

Морячок постоянно творит какую-то дичь, и это сходит ему с рук. Когда жизнь постоянно в опасности, приходится напрягаться, стараться, приспосабливаться, лавировать. Всего этого чужд ГГ, и всё время действует как бульдозер, т.е. часто ведёт себя неадекватно. Я не увидел тут какой-то работы над собой, преодоления, изменения, поэтому лично мне ГГ не стал интересен сам по себе. Изначально он как был странным типом, так им и остался до конца. Тут вполне соглашусь с мнением о нём Торанаги, что он смешон. Попытка изобразить в конце "преданность не по разуму", – не верю. Кстати, актёрское исполнение данной роли слабоватое, на мой взгляд: регулярное выпучивание глаз, бровки домиком, полуоткрытый рот, – "а вы точно самурай?.."

Одной из слабых внутренних нитей сюжета выступила постоянная апелляция ГГ к тому, что корабль и имущество на нём принадлежат ему, хотя это не так. Вокруг этой идеи часто строятся диалоги и намерения ГГ, что неизбежно выглядит как детский лепет или же детская бравада.

По части драматизма мне нравится лишь одна линия, связанная с женщиной Марикой: ей приходится балансировать между национальными понятиями о долге и верности земному господину, и между христианскими убеждениями о верности Господину Небесному. Последнее тут выражено крайне аморфно и неубедительно, но в целом для культурного человека достаточно знать из этой области, что самоубийство это такой грех для христианина, после которого гарантирована посмертная участь в аду. В контексте сказанного крайне неубедительными выглядят христианские убеждения Марики (да и кроме чисто внешних формальностей зрителю не показывают больше ничего), зато традиционные убеждения вызывают только глубокое уважение. На этом фоне залётный варвар со своей скользкой натурой выглядит её прямым антиподом, однако она к нему благоволит, что логически необъяснимо.

Любовные отношения между этими персонажами – чистейший Голливуд, в самом худшем его выражении, придуманный только для щекотания эмоций, и который, по сути, выглядит более противоестественно, чем приятно. С самого начала эта линия заложена очень чётко, и её тщательно и бережно выдерживают, как самую высшую святыню всего сериала, даже в ущерб национальному японскому колориту.

Это можно назвать дугой характера, и даже утверждать, что главный герой тут Марика, – ведь большую часть жизни она живёт в убеждённости собственного позора, однако в какой-то момент прозревает и проникается важностью личной судьбы в общей судьбе государства, которая конкретно для неё реализуется через служение господину. Вроде бы тривиальная идея, но в контексте слабого сценария придаёт ему большую силу. Эта линия достойна особой похвалы, ведь даже одна она стоит всех стараний по постановке этого сериала.

Минусы. В буквальном смысле мозолит глаза, что почти все сцены сняты в студии с дальнейшим добавлением необходимых фонов. Из-за этого контуры вокруг персонажей сильно замылены, а на исправление не хватило времени или денег. Кроме того, на фонах всё прилизано, причёсано и пропылесошено, и выглядит «как на картинке».

Слишком топорные сюжетные ходы с разными предательствами или внезапными случайностями. Почему-то уже с самого начала понятно, чем всё закончится, поэтому интерес вызывает лишь процесс, а не результат.

Почему-то для такой жёсткой темы, как средневековая Япония, тут слишком бережно сюсюкаются с каждым персонажем, жертвуя лишь ничего не значащими. Ближе к концу кое-что в этой части изменится, да и то лишь ввиду сюжетной обусловленности.

Местные самураи нередко открыто нарушают кодекс чести, не повинуясь господину или открыто критикуя его действия, и за это не несут наказания. Аналогичные действия совершает и ГГ, но тут хотя бы условно можно махнуть рукой на этот факт, потому что он всё равно «животное», от которого неразумно требовать «человеческого» поведения.

Почему-то любимая наложница умершего господина здесь чуть ли не тайная, – а часто даже и явная! – правительница государства. Я не специалист по Японии, возможно, с этим всё в порядке, но выглядит сомнительно на фоне общего отношения к женщинам. В контексте последнего, женщины тут вообще часто ведут себя «с превышением полномочий», и трудно понять, насколько это адекватно: тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали (ц).

В ключевой момент в руках внезапно оказывается пистолет, которого до этого не было. Волшебство! Также в этом волшебном мире предателю почему-то разрешают почётную смерть вместо показательной позорной казни.

Не показано хоть каких-то стараний в обучении японскому языку, поэтому для зрителя внезапно оказывается, что герой уже научился сносно говорить. К сожалению, некоторые длинные диалоги почему-то не перевели, и можно лишь догадываться о смысле.

Также ГГ почему-то не прикладывает ни малейшего усилия хоть как-то овладеть мечами, которые он с собой постоянно носит. Попытка научиться невольно прибавила бы ему авторитета среди местных.

Брошенный в воду крест почему-то оказывается потом снова в руках ГГ. Хотя, это вполне мог быть уже другой крест, но по смыслу истории должен быть тот же самый.

В конце постоянный антагонист-соперник главного героя – вдруг и необъяснимо – меняется. Ожидаемый ход, но подводка невероятно топорная.

Особое. В мире этого сериала стать христианином очень просто: приходит священник, произносит какие-то ободряющие слова и вкладывает в руку нательный крест. С этого времени «новообращённый» становится «христианином»: он молится по-христиански, всегда носит этот нательный крест поверх всей своей национальной одежды. Вот так всё просто. Вообще по части религиозной составляющей тут всё крайне слабо и лишь широкими мазками, чисто в голливудском стиле: с фигой в кармане или с настойчивым стремлением плевать против ветра.

Вывод. Ждал с нетерпением окончания просмотра этого сериала, потому что он изрядно притомил своей предсказуемостью и простотой. Наверняка буду смотреть продолжение, если таковое случится, чисто из любопытства. Но пока – отмучился!

Есть смысл смотреть, если прям совсем больше нечем заняться. Существенно интересней, душевней и заковыристей фильм «Последний самурай» (смотрел 20 лет назад), – по сути то же самое, только сжато, чётко и понятно.

Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Код безопасности:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Вопрос: Кто старое __, тому глаз вон
Ответ:
 

популярное
комментарии
рассылка
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru