03.01.14 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 2 163 | Комментариев: 0
Бойцовая рыбкаГлавные роли: Мэтт Диллон, Микки Рурк Сюжет. История, повествующая о двух братьях, которых давным-давно бросила мать, и они живут с отцом-алкоголиком в провинциальном тихом городке. Старший брат по прозвищу Мотоциклист, завоевавший славу уличного Короля среди молодежи родного города, уезжает из дома на своем мотоцикле в поисках лучшей жизни. Младший, Расти Джеймс, стремится повторить путь брата в преступной среде городка и с нетерпением ждет его возвращения. И однажды Мотоциклист возвращается, но уже совсем другим. Плюсы. Играет много молодых, прославленных ныне голливудских звёзд. Смотрятся забавно. Картина замечательно отражает атомизированное общество западного типа. Каждый существует как бы сам по себе, социальные связи людей крайне неустойчивы, и даже родственные чувства чаще всего не являются чем-то ценным. Последнее хорошо показано на примере отца, который просто прошёл мимо убитого сына. Но к сожалению, атомизация не носит в фильме тотального, подавляющего характера, она существует как привычное, вполне приемлемое мироустройство. Минусы. Главный герой – то ли школьник старших классов, то ли ученик колледжа. Но, так или иначе, его интеллект и манера поведения выдавали стопроцентного подростка с крайне неустойчивой, и ещё не до конца сформированной психикой, зависимой от изменчивых внешних факторов и зацикленной на фантомных ориентирах. Одним из таких ориентиров являлся образ старшего брата, бывшего главы местной банды, который, согласно сюжета, отошёл от дел и держался строго нейтрально ко всему, что связывало его с прошлой жизнью (да и вообще, строго нейтрально к жизни, как к таковой; подробней о нём чуть ниже). Главному герою очень хотелось быть похожим на брата, ибо тот был кумиром для него. Но именно на брата из его «героического» прошлого, а не на нынешнего. Прошлое было простым и понятным для тупого подростка: нужно быть сильным, нужно создать свою банду, нужно захватить власть в районе, и затем нужно почивать на лаврах этой власти. Что конкретно хорошего виделось ему в этом «почивании», осталось не раскрытым (впрочем, и не интересно), но ход мыслей и устремлений Расти Джеймса был примерно таким. Чтобы придать ГГ хоть какой-то положительный имидж, его сделали влюблённым в какую-то школьницу. Отношения этой пары трудно назвать любовью, но, вероятно, именно такой она и представлялась поколению показанных в фильме 60х годов. Наверное, примерно из таких отношений складывалось большинство западных семей, и представляются поэтому они крайне поверхностно: словно две мухи встретились на помойке и договорились пожить вместе, но в любой момент каждая из них вольна улететь на другую помойку; привлекательные навозные мухи пользуются повышенным вниманием, поэтому вокруг них наблюдается чуть больший ажиотаж, однако любая муха практически всегда готова для соединения с новой парой. Точно так повёл себя и главный герой, и обожаемая им школьница: он слетал на соседнюю «помойку», а она тут же спарилась с другой «мухой». Романтика! Любовь!.. «Сладостное» скотство добрачных отношений – вообще один из коньков западного кинематографа. Не миновала эта тема и данный фильм, хотя никакой реальной необходимости в этом не было, – чтобы подчеркнуть гнилую сущность друга, отбившего девушку у ГГ, можно было придумать что-нибудь другое. Вообще после просмотра главный герой не оставил после себя никаких положительных эмоций. Весь мир лежал у его ног, – стоило ему лишь немного поднапрячься в учёбе и хорошее будущее почти в кармане, – но он предпочёл бессмысленное прозябание в погоне за детскими иллюзиями и нелепыми призраками. Имидж уличного хулигана оказался важней, чем осмысленная жизнь в социуме, поэтому с такой лёгкостью он бросил школу. ...Он и не конченый подлец, и не «обезьяна с гранатой», поэтому верится в то, что молодой человек был достоин лучшей доли. Но его поступки и рассуждения – были лишь проявлениями дремучего невежества. Поэтому хочется сказать Расти Джеймсу: «Расти, Джеймс, подрастай скорей, набирайся ума! Ведь ты ещё такой тупой!..». Второй главный герой – старший брат по кличке Мотоциклист. Вообще тёмная лошадка. Его персонаж нарочито овеян ореолом таинственности и пафосного величия от бремени прошлых «подвигов». О самих подвигах в картине ничего не сказано, за исключением того, что брат был главой местной банды. Трудно сказать, за что именно его уважали (да и было ли это уважение в истинном смысле?), возможно, это был лишь страх, сохранившийся от «тех дней». Так или иначе, поведение Мотоциклиста по фильму не даёт никаких представлений о его интеллекте, наклонностях, намерениях, желаниях. Лишь несколько фраз сказал он с высоты приобретённого жизненного опыта, но это были лишь штампы в стиле «против всего плохого и за всё хорошее». Похоже, что зритель должен был угадать некие коренные изменения в мировоззрении Мотоциклиста после его «возвращения оттуда», и, соответственно, поездку в Калифорнию должен был почитать судьбоносной, сделавшей из него нового человека. Но что бы ни случилось с ним в той поездке, то, кем он стал после возвращения из неё, никак нельзя назвать вменяемым человеком: его бессмысленные перемещения в пространстве, бесцельное, хотя и безобидное, прожигание жизни, почти полное молчание в течение фильма, и наивные – на грани безумия – намерения в настоящем, похожи скорей на маразм, либо на инфантильность. Плюс к тому же дальтонизм – вообще тень на плетень... Так или иначе, целостной личности не получилось, скорей какая-то странная тень, появляющаяся то там, то сям, и меньше всего желающая привлекать к себе чьё-нибудь внимание. Одним словом – ушлёпок. Судя по названию фильма, сюжет с рыбками предполагался смыслообразующим, дескать, бойцовая рыбка достойна находиться в своей среде обитания, а не в тесном аквариуме, поэтому, во что бы то ни стало, следовало каждую бойцовую рыбку – в том числе похожих на них людей – определить на своё место, предоставить полную свободу. Может быть, автор картины хотел отразить в эпизоде с рыбками добровольность жертвы Мотоциклиста ради «вызволения» своего брата из города, чтобы даже такой дорогой ценой он уехал из него, чтобы «поехал к океану» и начал жить по-новому. Но, даже уехав из города, брат не изменился бы, ведь он сам отвергал все имеющиеся у него предпосылки для этого. Допустим, некое откровение Мотоциклиста, приобретённое им в поездке в Калифорнию, могло дать ему почву для размышлений «а что как и брату поможет?..». Но такому брату уже ничего не поможет, рассчитывать на изменение его мировоззрения было слишком наивно, и кому, как ни «просветлённому» Мотоциклисту, было знать об этом. Да и окружающая среда не предоставляла никакого шанса для этого. «Разруха, она не в клозетах, а в головах», поэтому куда ни определи такого брата, он везде будет, словно муха на помойке. Никакое место он собой не украсит и не изменит его к лучшему, потому что он был не способен пока на это, не созрел ещё. А просто уехать из города – ещё не значит в корне измениться. Поэтому всё «шоу с рыбками» – печальная комедия, Коппола старательно делал метафору, а получилась «тощища»... Образы других героев проработаны ещё меньше этих двух, поэтому о них вообще нечего сказать. И, таким образом, картина получилась – и с героями, и без героев одновременно. Полюбить в фильме просто некого, – ибо не за что. Проникнуться симпатией или сожалением – тоже, потому что никто не симпатичен и никто не достоин сочувствия. (Возможно, кто-то возразит: «Но ведь бедные мальчики выросли без мамы!..». Я отвечу: «У бедных мальчиков есть в жизни всё, что им необходимо, посмотрите, как хорошо им живётся!»). В целом фильм о поколении американской молодёжи 60х, многие из которых, по словам героев, стали наркоманами, многие стали участниками уличных банд. Но представленное общество – это совсем не те люди, которых хочется пожалеть. Это не общество нуждающихся людей, добывающих себе тяжёлым трудом хлеб насущный, или вынужденных идти на преступления под гнётом невыносимых обстоятельств. Каждый в этом обществе существует, не как может, а как хочет, потому что представленная картина старательно убеждает зрителя, что жить в Америке можно вообще без денег и сладкая жизнь складывается сама собой. Даже будучи убеждённым пьяницей, можно ни в чём себя не ограничивать, вольготно существуя на пособия. Герои фильма, хотя и жили в обшарпанной квартирке, но их это вполне устраивало, ровно настолько, насколько свинью устраивает тёплая лужа. Им «не к чему стремиться», потому что у них есть всё необходимое для жизни (и даже больше), оно доступно и бесплатно. Никто из героев фильма не работал, но каждый имел то, что хотел. Судя по похожим фильмам, лишь проститутки – самые работящие в Америке. Вывод. Крайне трудно было писать свой отзыв об этом фильме, потому что он по сути пустой. Так называемое «потерянное поколение» уже многократно было предметом различных кинопостановок, но лишь редкие из них показывали хоть какой-то «свет в конце тоннеля» или же отличались хоть каким-нибудь позитивом. Этот фильм совершенно беспросветный в плане назидания или смысла. Картина вовсе не тянет на драму, потому что даже убитого Мотоциклиста ни капли не жаль. (Скорей радостно за копа, «прихлопнувшего», наконец, надоевшую ему никчёмную навозную муху). ...А так «многабукаф» лишь из любви к искусству, которое, как мне казалось, должно было наличествовать хотя бы в малой мере в этой картине, ведь она считается культовой. Элементы киноискусства, безусловно, в фильме присутствуют, к которым относится и хорошая актёрская игра, и вменяемая операторская работа, и качественные постановки всех эпизодов, и даже передача тонкого психологизма некоторых сцен. Но в целом отнести фильм к искусству я не могу. Шлак – он и есть шлак. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |