24.05.20 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 1 114 | Комментариев: 0 | ❤
Смятение чувствСССР, 1977 Сюжет. Надя раньше Володи окончила школу и уехала в Ленинград учиться в медицинском институте, где безоглядно полюбила женатого, намного старше себя мужчину, – и вернулась домой. А у ее родителей свои проблемы – они устали идти навстречу друг другу. Узнав, что Надя вернулась, Володя пришел к ним в дом и попытался сделать всех троих счастливыми. Плюсы. Ох уж эти переходные возраста! трудный период жизни! А тут ещё эта любовь!.. Главной сюжетной темой здесь стала любовная история c хорошим парнем. Но фильм настолько непрост, что в запакованном хронометраже он умудрился оголить и рассмотреть очень много трудных жизненных вопросов, в том числе из взрослой семейной жизни, из психологии человека. Это поистине интеллектуальное кино, которое за тонкой вуалью обычных бытовых диалогов скрывает мохнатые глыбы неисповедимых душевных страданий. Вот – простая благополучная семья: папа, мама, взрослая дочь. Лёгкие трения между взрослыми на первый взгляд кажутся заурядным старческим брюзжанием. Но каждая новая фраза срывает покровы такого масштаба, что оголяются целые поля ещё дымящейся разбитой военной техники!.. А раны кровоточат, а раны требуют лечения, но нет врачей, и лишь страдание, терпение, прощение... Потрясающее зрелище! Очень мощный психологический заряд в этой части фильма. Я к этому ещё вернусь. Для простоты и схематичности разделю фильм на персонажей, их здесь всего пять: Нина Дмитриевна, её муж Виктор Семёнович, их дочь Надя, любящий её Володя, и любящая его Маша. Пойду от простого к сложному. Маша ведёт себя слишком по-взрослому и даже отчаянно, мужественно. Ей обидно, что Володина избранница не она, хотя она точно ничем не хуже. При этом она сдержанно и мудро, – как истинно любящий человек, – позволяет ему любить другую: она не лезет к нему в душу, не навязывается, не интригует, и относится к нему крайне уважительно. Ведь он не обязан её любить, – ей просто не повезло, но она не теряет надежды... Машу искренне жаль, но всё же есть абсолютная уверенность, что в личной жизни такой не по годам мудрой девушки сложится всё самым лучшим образом, потому что она точно сумеет сохранить гармонию в отношениях с любым человеком. На мой взгляд, это самый лучший персонаж в фильме: спокойная и уверенная в себе, нелицемерная и бесхитростная, мудрая и добрая, умеющая бережно и внимательно относиться к чужому личному пространству. Это человек, который уже в таком возрасте по-настоящему умеет любить. Конечно, это картинный герой, и этому возрасту несвойственно такое поведение, но тем и хороши советские фильмы, что они умели задавать планку, к которой хотелось стремиться. За это мы их тоже очень любим. ...Надя уже потеряла школьную невинность, но отчаянно и безоглядно влюблённому в неё Володе это нисколько не мешает, – он просто не может перестать её любить, и ничто не имеет значения. Типичное состояние «влюблённый баран», когда со стороны кажется, что у молодого человека в голове каша, а не мозги, – таково его поведение: настойчивость и упрямство, слепота и отрицание очевидного, сужение сознания до контуров предмета своей страсти. Весь мир перестаёт иметь смысл. Зритель наблюдает эпохальное и незаметное для Володи прощание с юностью на фоне естественного бурления гормонов... Володя здесь – очевидно несчастный человек, но и всё-таки – счастливый, в этом своём невинном, незамутнённом, искреннем чувстве. Ему нельзя не сочувствовать, и одновременно не восторгаться его естественностью и простотой: армия так армия, ничто не имеет значения в мире, в котором нет любви к Наде... Всё просто, как дважды два. Поведение Володи часто странно: когда отношения уже казалось бы выяснены окончательно, и продолжения последовать не должно, он снова появляется на горизонте как ни в чём не бывало. И трудно понять, это глупость, упрямство, отсутствие самоуважения, или в самом деле «каша» в голове замешана настолько круто, что утеряны даже остатки самокритики. Володя здесь – нейтральный персонаж, обыкновенный влюблённый парень. Он не преодолевает себя, не совершает подвигов, а незаметно плывёт по течению жизни, стараясь лишь держаться поближе к Наде. Не так проста Надя: она коварная, расчётливая и достаточно подлая. Под яркой маской невинной молодости уже прячется цинизм быстро повзрослевшей женщины. Играя Володиными чувствами, она крепко держит его на поводке, не отпуская далеко, но и не приближая, чтобы максимально долго сохранять его в режиме «запасного аэродрома». (Как в «Иване Васильевиче»: только ты меня пока не выписывай, всё-таки мало ли что может случиться). Психологический возраст Нади очевидно старше Володиного, её положение в жизни стабильно: она минимум на год его старше, опытней в любовных отношениях (в том числе со взрослым семейным мужчиной), её студенческая жизнь на ближайшие годы уже определена (а медицинское образование – это больше пяти лет), она ловко и незаметно манипулирует этим мальчиком. Её поведение цинично, но это не бросается в глаза, и долгое время скрывается за милым девичьим образом. Никто не знает, каковы её планы на жизнь, каковы отношения со «старшим товарищем», остались ли у неё к школьному другу былые чувства... Поэтому трудно объяснить последний Надин порыв, чем на самом деле он обусловлен. Это вежливо оставлено за рамками истории, ибо чужая душа – потёмки: думайте, что хотите. Но с эстетической стороны зритель полностью удовлетворён, – это та самая концовка, которой только и можно было желать. Не без потерь, сучков и задоринок, но – это жизнь!.. Родители Нади не переживают кризис отношений, у них в целом всё хорошо, они давно привыкли друг к другу, притёрлись, но всё же продолжают зачем-то бороться с неприемлемыми чертами характера. И эта борьба, скорей, по привычке, а не из принципиальности. Первая скрипка на этом фронте Нина Дмитриевна. Совершенно омерзительный персонаж, представляющий собой уникальный конгломерат из закоксовавшегося фарисейства и непрестанно бурлящей гордости от самолюбования своей «праведностью». Её любят все вокруг, но только не в собственном доме. Ничтожные домочадцы не в силах оценить по достоинству её талантов и величия. Особенно муж! И в этом трагедия Надиной мамы. Для душевного комфорта ей требуются непрестанные и особо изощрённые похвалы от «неблагодарного» мужа: он был поднят ей из могилы, но сказал лишь «спасибо»... Какая чёрная неблагодарность! Нина Дмитриевна – мелочная душонка с болезненной фиксацией на собственных «подвигах»: жизнь простого человека ей не к лицу, а лишь перманентное радение за всех и каждого, ибо иначе её никто не оценит... Ради мелочной похвалы она совершает чудовищно немыслимую поездку – на Кудыкину гору, сквозь непогодь и «буераки», и везёт в подарок «живые розы», только ради создания эффекта от своего появления, ради навечного отпечатка в чьей-то памяти таким экстравагантным поступком. Всем вокруг понятна нелепость этого «подвига», но и затормозить его свершение никто не в силах, т.к. шлея уже попала под хвост... С сокрушённым сердцем и снисходительным терпением она продолжает сосуществовать рядом со своей ничтожной половиной, которой только и есть дело, что сидеть, уткнувшись в телевизор. Она задыхается и изнемогает под бременем бытовой банальщины, т.к. всеми фибрами ощущает потребность яркого горения на чьих-нибудь восхищённых и залитых благодарными слезами глазах!.. Для достижения своих сокровенных идеалов Нина Дмитриевна не гнушается и мелкими подлостями, когда за праздничным столом при гостях, в патетичном припадке начинает читать стихотворение Левитанского «Зачем дураку море», недвусмысленно намекая, кто – она, и кто – он. Всем вокруг всё ясно, но Виктор Семёнович с пониманием святого человека привычно терпит и это. Воистину говорят, если в семье появился праведник, остальные становятся мучениками, и этот мученик здесь он. Недаром, как за последнюю соломинку отец хватается за выходящую из-за стола Надю, которая сейчас единственная ощутимая точка опоры. А напротив – жена и полный стол гостей на чужом и неприятном для него празднике, неприятном не потому, что он не хочет порадовать жену, а потому что не может предотвратить неизбежно разворачивающейся трагикомедии. Проблема этой семьи словно у треногого стула с одной отломанной ногой, – он не может долго держать равновесие на оставшихся двух, без дополнительной точки опоры он может упасть. Вероятно, длительное время этот «стул» подсознательно осознаёт своё шаткое положение, и поэтому отчаянно «опирается» ...на Володю. Эта опора со временем становится столь привычной, что Володя постоянный желанный гость в этом доме, и для мамы, и для папы. В этом «любовном треугольнике» даже Надя не нужна, эта птичка уже выпорхнула из гнезда. Виктор Семёнович в этой истории серая лошадка, но – с изюминкой. Его роль в основном нужна только в виде рамы к портрету жены. И он прекрасно с ней справляется: тихий, скромный человек, очень терпеливый и вежливый, интеллигентный и неконфликтный; ему стоит больших усилий над собой продолжать жить со своей «великой» женой, в ощущении постоянного унижения от совершенно незаслуженных претензий. Но он продолжает стоически терпеть, и на вопрос «почему?» у меня только один ответ: потому что любит. Он любит её настолько, что не пытается в ответ женщине выращивать собственное «я», не брыкается, не ноет, не прячется слабовольно за «стакан». Он продолжает своё тихое интеллигентное существование, с вежливым пониманием перенося довлеющую над ним болезненную тяжесть. Верхогляды поспешили бы выкрикнуть: «каблук»! Но я бы не согласился, потому что «каблук» – это страх, а настоящая любовь изгоняет страх. Фильм в этой части не перегружен заумными диалогами, но благодаря великолепной актёрской игре создаёт атмосферу острых внутрисемейных пикировок и трагедию непонимания и одиночества. Особое. Должен сделать оговорку: совсем неочевидно, что Виктор Семёнович в самом деле любит свою жену, а не просто живёт с ней по сложившейся многолетней привычке. В этом тоже большая особенность данного фильма – он не ставит жирных точек над «ё», а позволяет многое интерпретировать по-своему. Это касается абсолютно всех персонажей. Данная картина довольно непростая, так как не даёт готовых решений, и предлагает лишь взгляд со стороны. Вывод. История любви получилась очень откровенная, искренняя, натуральная. Всё в ней хорошо! Кроме того, в фильме есть сложная конструкция психологических отношений, она учит нравственности, ответственности и внимательности к ближним. Это замечательное интеллектуальное кино, которое заставит не только биться сердца и сопереживать, но и оставит в длительной задумчивости от соприкосновения с интересными персонажами. Фильм так же хорош, как «Школьный вальс», но без жестокости и натурализма взрослой жизни, очень лиричный и лёгкий. Автор сценария Александр Володин – очевидно, знаток душ человеческих, потому что его же пера сценарий и к «Осеннему марафону». Очень красивая музыка, особенно труба. Пробирает! После фильма вспомнилась в тему хорошая песня «Не повторяется такое никогда»: В каталоге "Лучшее" ❤Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |