21.08.17 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 1 845 | Комментариев: 0
Фазлиддин Мухаммадиев: Путешествие на тот свет или Повесть о великом хаджжеАннотация Читатель повести знакомится и событиями, казалось бы, немыслимыми и невероятными для второй половины XX века. Это в самом деле рассказ о путешествии "на тот свет". Вместе с автором повести проходим мы по всем кругам "того света", и перед нашими глазами возникают одна за другой картины, ошеломляющие разгулом варварства и невежества, нелепостью суеверий и жестокостью фанатизма. Из послесловия Перед читателем разворачиваются неприглядные картины религиозных предрассудков и суеверий, невежества и фанатизма, сохранившихся старых обычаев, включая рабство, униженного положения женщин, алчности местных дельцов и служителей культа, тяжелых бытовых условий для участников хаджжа и трудностей самой церемонии. Автор книги – обыкновенный советский человек, врач. Не совсем, кажется, лишённый религиозных чувств, но умело умалчивающий об этом. Ведь что-то же двигает им во время совершения паломничества! Не может же он только из профессиональной этики или лицемерной вежливости непрестанно носить маску паломника и подвергать себя таким серьёзным испытаниям (за время трёхнедельного хаджа он частично седеет). Тем более, что свобода совести – это одно из фундаментальных прав советского человека, которым автор откровенно гордится. Вместе с тем, в своём привычном светском понимании он нередко недоумевает по поводу разных религиозных предписаний и преданий, их нелогичности и антинаучности. И хотя в его словах подчас чистый скептицизм, он всё же лишён ноток насмехательства или язвительности. Очень вежливые и корректные высказывания, совершенно не похожие на ильфопетровские бичевания. В основном наблюдения касаются внешней культурной стороны, а не её внутреннего религиозного наполнения. От первого лица герой повествования рассказывает о своих наблюдениях за происходящими событиями, за поведением своих спутников и многих других лиц, с кем ему приходится контактировать, включая местных жителей и многочисленных паломников из других стран. Курьёзные ситуации, затруднительные случаи, провокационные действия и многое другое описано в подробностях, в хорошей художественной форме, умным и красивым слогом. Позабавила встреча с американцем (ноги на столе и всё такое). Размышления автора часто носят глубокий философский смысл, иногда в виде сожаления, иногда – иронии. Иногда имеют политическую окраску. Многие жизненные вопросы, кажущиеся обыденными на родине, приобретают особый оттенок за границей, в особенности учитывая, что описываемые события происходят в период разгула Холодной войны. Чаще всего в общении с оппонентами главному герою удаётся убедить их в миролюбии СССР и развенчать навязываемые западной лживой пропагандой стереотипы. Неоднократно автор сталкивается с откровенной пропагандистской антисоветской ложью, которой оказывается заряжена даже открытая религиозная проповедь в святых местах. Не удивительно, что паломники из СССР находятся там под постоянными недоверчивыми взглядами окружающих. Сколько раз за последнее десятилетие миролюбивое вмешательство советского правительства удерживало руку какого-нибудь хищника, занесенную для кровопролития. Реплики автора о родине, о СССР, о русском языке, о научных, технических и культурных достижениях, известных на весь мир, и многом другом, наконец, о простых человеческих отношениях, – всё это трогает до глубины души своей искренностью и обоснованной гордостью от принадлежности к нашей великой стране. Характерно, что за недолгие три недели в результате тотального погружения в непривычную культурную среду главный герой испытывает сильнейшее чувство ностальгии. Особенно остро это отражается в эпизоде с автомобилем «Волга» в арабских песках. Печальные картины представляют встречи с эмигрантами, как правило стариками, давно покинувшими СССР. Мотивами искренней любви к советской родине, объединившей многие национальности под одним небом, пронизана эта книга. На этом фоне герой повествования (автор книги – таджик) иногда сталкивается с проявлениями ничем не обоснованной национальной ненависти к русскому миру. В том числе в среде сопровождающих его спутников из СССР. В этом легко усмотреть существовавшие уже тогда веяния национально-религиозной нетерпимости, хотя и не имеющие системного характера, но безусловно проистекающие из проповеди ислама экстремистского толка... По части культурного начала автор честно признаётся, что взаимное влияние религии на искусство, и наоборот, дало такие плоды в истории человечества, которые самим своим существованием способны оказывать колоссальное впечатление на воображение человека, усиливая его религиозность. Пронзительно драматично и трогательно автор передаёт историю отношений Исрафила со своим сыном. Она «разбросана» по всему тексту вместе с печалью этого человека и его мужественным перенесением своей скорби об этом. Завершается история намёком Исрафила о его намерении изменить ситуацию к лучшему, что вселяет добрую надежду. Очень приятный персонаж, в отличие от многих других спутников главного героя. Книга является хорошим материалом для знакомства с культурой ислама (хотя бы поверхностного, начального). Но в основном она именно о путешествии и личных впечатлениях участника тех событий, типа путевых заметок. Я не почувствовал, что своей книгой автор ставит цель дискредитировать религию; но кто пожелает увидеть её в дискредитирующем ключе, сделает это без труда. (Как известно, писатель Фазлиддин Мухаммадиев в начале перестроечных лет был зарезан толпой религиозных фанатиков, но дожил до суда над ними. А скончался из-за отчаяния, что суд не придал этому делу окраску религиозной нетерпимости). Главная цель книги – подробно описать процесс хаджа, который лично прошёл её автор, – достигнута в полной мере. Подробно и красочно, часто вперемежку с личными ощущениями, автор описывает весь путь от московского аэропорта к святым для мусульман местам и обратно, день за днём, событие за событием. Картины жизни арабского мира семидесятых годов подчас предстают во всей своей «средневековой красоте»: роскошь богачей с дорогими иномарками с одной стороны, и антисанитарное прозябание всего остального населения с другой. С точки зрения врача это выглядит особенно остро. Уверен, что для сегодняшних мусульманских паломников всё сильно изменилось. Из послесловия Без сомнения, книга Фазлиддина Мухаммадиева "Путешествие на тот свет" достойна занять место в ряду лучших антирелигиозных произведений мировой литературы. Не согласен с этим последним в такой «бронебойной» формулировке. Без сомнения, антирелигиозный человек легко отыщет для себя в этой книге много льстящих его уху слов; религиозный может сильно оскорбиться. Но умный верующий или неверующий человек никогда не будет смотреть на это произведение слишком прямолинейно или предвзято. Надо уметь смотреть шире и быть терпимее к чужому мнению. Книга представляет собой безусловную историческую и литературную ценность, а желающие найти причины для раздора, смогут сделать это на какой угодно основе. Что касается религиозных догматов, то нерелигиозному человеку следует рассуждать о них как минимум с уважением к чувствам верующих. Но и верующие со своей стороны должны уметь давать корректный ответ относительно вопросов их религии, а не усматривать «оскорбительность» в любых некомпетентных мнениях со стороны. Я не считаю эту книгу антирелигиозной. ПС Недавно услышал байку о «висящем» камне в Каабе. И вот, эта книга как раз рассказывает об этом явлении. Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |