08.03.24 | Сергей Коноплёв | Просмотров: 167 | Комментариев: 0 | ❤
Портрет жены художникаСССР, 1981 Сюжет. Супружеская пара едет на отдых в пансионат. Жене начинает казаться, что она мешает мужу, углубленному в свое искусство. Ее увлечение другим мужчиной помогло супругам понять, какое место каждый из них занимает в жизни другого… Мнение. Неточное описание фильма, но не важно. Если бы я смотрел это кино ребёнком, или в подростковом возрасте, я бы не понял ничего, кроме очевидных, лежащих на поверхности смыслов. Нужно быть довольно взрослым человеком, и желательно пожившим в одном браке много лет, чтобы оценить весь масштаб, глубину и тонкость этого сюжета. Поэтому данный фильм совершенно недетский, но не в смысле «18+», а по причине отсутствия жизненного опыта, которым можно оценить заложенный тут смысл и атмосферу. Скажу банальность, но игра актёров здесь превосходная. Совершенно не замечаешь, как проходит время фильма, словно присутствуешь при всём этом где-то рядом, словно вместе с этими людьми проживаешь все их эмоции. Герои фильма абсолютно естественны, и потому прекрасны! Это тот качественный кинопродукт советской эпохи, в котором нет театральных истерик, идиотских диалогов, пустоты и нравственной деградации. Этот фильм я ставлю в один ряд с другими гениальными произведениями советского экрана про настоящих людей и про настоящие человеческие отношения, на которые хочется равняться. Ярким контрастом выступила абсолютно эпизодическая роль какой-то женщины, которая рассуждала, что «они не пара друг другу». Потому что как раз именно это звучало утверждением полной противоположности. Вероятно, нужно очень плохо разбираться в людях, чтобы утверждать подобное. И это несмотря на то, что эта женщина была близкой знакомой главных героев. Гениально раскрыт персонаж Михалкова, – деловой парень «на шарнирах», у которого «всё на мази», он знает нужные двери и имеет нужные связи, он полностью раскован и везде себя чувствует как рыба в воде, весьма нахальный и даже бестактный, он легко подчиняет себе окружающих людей... Но при всех своих коммуникативных талантах он признаёт себя несчастным; он жаждет искреннего дружеского внимания к себе, как к человеку, а не как к функции; он страдает от ежедневной бессмысленности и лицемерия... Гениален его диалог в последней сцене, потому что он похож на исповедь, искреннюю и горячую. Кстати, именно в этом откровенном разговоре дополнительно подчеркнута глубокая и сильная связь между главными героями. (Честно говоря, я ожидал от роли Михалкова эмоций похуже, но обошлось формальностями). Очень здорово прозвучала фраза «у нас всё серьёзно». Она точно соответствует всему сюжету в идеальном смысле, но в данный конкретный момент из уст женщины она означала другое, – жалобу на гнетущую психологическую «серьёзность» отношений в этой семье. Это была просто женская эмоция, которая всё-таки точно характеризовала высокий уровень отношений и сильную духовную связь. Много за что можно было бы покритиковать художника, но не буду. Просто констатируем факт: да, бывают такие люди, целеустремлённые и неконформные трудоголики. Но лучшее в нём качество в том, что он является цельной и сильной личностью, настоящий мужик, кремень! Шакуров идеально подходит для этой роли, словно специально под него писали. А слабости и недостатки есть у всех, но на то она и семейная жизнь, чтобы терпеливо их прощать и мудро с ними бороться. Как раз этот важный жизненный смысл раскрыт здесь в полной мере. Наши герои день за днём проживают друг с другом под одной крышей, и не только хорошо справляются с будничными мелкими взаимными обидами и неприятностями, но и постоянно вживаются друг в друга, что делает их связь ещё крепче. Снято очень трогательно и умно. Концовка фильма прекрасна, всё как по нотам, именно так всё и должно было произойти! Удивительно и одновременно прекрасно то, что эти люди нашли друг друга. Они идеально друг друга дополняют, они настолько естественны и по-человечески красивы, – даже со своими недостатками, – что можно только восхищаться откровенному удивлению главной героини, не понимающей, ЗАЧЕМ герой Михалкова живёт такой странной жизнью!.. В каком-то смысле это проявление святости, проявление душевной чистоты и целомудрия; недаром в последнем диалоге была подчёркнута невозможность сосуществования ТАКОЙ правды с ТАКОЙ ложью. «Портрет жены» показан идеально! Дополню, что сюжет очень тонко обыгрывает опасную провокативную ситуацию с возможным любовным треугольником, как в умелой шахматной партии, загоняющей жертву в ловушку, но весь остальной смысловой посыл истории – в наивысшей степени доверия, которой не страшны никакие провокации. (Однако в любом случае таких ситуаций лучше не создавать, а создавшиеся избегать, по известной мудрости «уклонись от зла и сотвори благо»). Прекрасно подобрана музыка, красивые виды, фильм эмоционально и эстетически красивый. Жаль только, что цифровая копия не позволяет разглядеть в конце подробности встречи, но там и так всё понятно. Вывод. Мало по малу продолжаю осваивать советский кинематограф, и в очередной раз посылаю своё благословение нашим великим предкам, которые оставили нам такое прекрасное наследие. Отличная картина, категорически рекомендую! В каталоге "Лучшее" ❤Нашлась ошибка?.. Выдели и нажми Ctrl+Enter
Внимание! Вы не зарегистрированы либо не авторизованы на сайте.
|
|
Главная | Правила | Реклама | Контакты | наверх▲ |